«С бюджетом Хакасии на 2020 год остается только верить в чудо»

«Авторы республиканского бюджета Хакасии на 2020 год успели окрестить его амбициозным. Но больше ему бы подошел эпитет «воздушный». Для такой характеристики имеются вполне резонные основания. Главный параметр бюджета – объем доходной части. От него напрямую зависит размер расходной. Доходная часть делится на собственные (налоговые и неналоговые) доходы и на трансферты из федерального бюджета. В последнем случае Хакасия может рассчитывать на 12 млрд рублей, что станет максимальной суммой за всю историю Хакасии. Причина такой поддержки – реализация национальных проектов. И если в обоснованности доходов бюджета в части федеральных трансфертов вопросов не возникает, то в отношении собственных доходов этого сказать нельзя. Так, бюджетом на 2019 год запланирован объем собственных доходов в размере 21,3 млрд рублей. Это на 2,9 миллиарда ниже, чем фактически поступило в 2018 году (24,2 млрд рублей). Снижение обусловлено поступлением в 2018 году НДФЛ в размере 4,4 млрд от угольного разреза «Майрыхский». На 2020 год объем собственных доходов планируется в размере 24,7 млрд рублей – рост к предыдущему году на 3,46 миллиарда (или 16,3 %). Если этим планам суждено сбыться, то это хороший результат. Однако есть серьезные сомнения, что удастся выйти на заявленный уровень. Если посмотреть на детализацию статей, обеспечивающих увеличение собственных доходов бюджета в 2020 году, то мы увидим, что основной рост обеспечивается налогом на прибыль – по нему предполагается рост на 2,89 миллиарда (37,7 %) с планового показателя 7,66 миллиарда (2019 год) до 10,55 млрд рублей (2020 год). В качестве обоснования такого роста в пояснительной записке к бюджету указывается, что это «связано с ожидаемой стабилизацией ситуации с мировыми ценами на уголь и алюминий и увеличением налогооблагаемой базы». Однако не вполне понятно, на чем держатся такие ожидания. Если посмотреть динамику цен на уголь, то после их падения (фьючерс API2) в конце марта этого года до уровня 60 долларов за тонну по состоянию на начало декабря они так и остаются примерно на том же уровне (57 долларов). В качестве другого обоснования роста собираемости налога указана «отмена пониженных налоговых ставок, установленных на региональном уровне». Однако нет никакой информации об отмене пониженных ставок по налогу на прибыль. Напротив, 27 ноября принят пакет законов, предоставляющих налоговые льготы по налогу на прибыль. Через два дня их утверждения министерство финансов Хакасии выдало пресс-релиз, в котором четко сказано, что не стоит особо надеяться на налоги от угольщиков: «Положение осложняется падением цен на уголь. В Минэнерго России прогнозируют снижение мировых цен на энергетический уголь до 2025 года. По оценкам экспертов, Хакасия недополучит в сравнении с 2018 годом около 2 млрд рублей налога на прибыль ежегодно». При этом в 2018 году угледобывающий сектор обеспечил поступление в бюджет региона 2,4 млрд рублей по налогу на прибыль. Если вычесть указанные 2 млрд рублей, то остается всего лишь 400 млн рублей. Тогда о каком росте доходов бюджета за счет добычи угля можно вести речь? Есть и другой любопытный момент. Если заглянуть в законопроект о бюджете 2020 года, внесенный в Верховный совет 31 октября 2019 года (то есть с весьма актуальными цифрами), то в разделе «Основные показатели Прогноза социально-экономического развития» указана самая свежая оценка поступления по налогу на прибыль за 2019 год, сделанная Минфином, – 6,35 млрд рублей! Получается, что когда в 2020 году по налогу на прибыль поступит 10,55 млрд рублей, фактически прирост по этому налогу к прошлому году должен составить 4,2 млрд рублей. На 66 %! Никогда за последние 10 лет в Хакасии не было такого роста собираемости по налогу на прибыль. Средний рост составляет 17 % в год. Но даже если взять сумму необходимой прибавки в 4,2 миллиарда, то обеспечение такого увеличения – задача не тривиальная. И если основная надежда рассчитана «на ожидаемую стабилизацию цен на уголь и алюминий», остается только верить в чудо. В целом же ситуация с бюджетом вызывает чувство дежавю вкупе с обращением республиканских властей на федеральный уровень. В сентябре 2017 года власти Хакасии также обращались за помощью к федералам, затем были гневные выступления по поводу неуплаты налога на прибыль в Хакасии, а в декабре того же года глава Минфина РФ Антон Силуанов отметил, что доверие к республиканским властям и правительству, которые не могут нормально принять бюджет, изобретая из воздуха его цифры, приводит к неисполнению заложенных обязательств. Именно поэтому федеральное казначейство самостоятельно приступило к исполнению бюджета. Напомню, что в бюджете на 2016 год было запланировано поступление по налогу на прибыль в 10,95 млрд рублей, а фактически поступило 4,2 млрд рублей (38,3 % от плана). Годом ранее план был еще выше – 12,2 млрд рублей, а фактически поступило 3,73 млрд рублей (30,5 % от плана). Но даже при более чем оптимистичных надеждах на рост по налогу на прибыль бюджет 2020 года является дефицитным. В законопроекте указан размер дефицита 2,3 млрд рублей, хотя уже появилась информация, что сумма может быть на 700 млн рублей меньше за счет уменьшения вдвое суммы возвращаемых федералам бюджетных кредитов». Фото: ФедералПресс.

«С бюджетом Хакасии на 2020 год остается только верить в чудо»
© РИА "ФедералПресс"