Железный конь станет золотым
С 1 января 2020 года повысятся ставки утилизационного сбора на автомобили. Соответствующее постановление правительства в ноябре подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Решение следует рассматривать в контексте с сентябрьским снижением таможенных ставок, проведенным в рамках выполнения обязательств России, принятых 7 лет назад при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО). Утилизационный сбор – одна из мер защиты автопрома. По этой причине цены на импортные машины выше, чем на отечественные, в том числе и на иномарки, собранные на российских заводах иностранных автоконцернов, заключивших специнвестконтракты (СПИК). Этим предприятиям, согласно договоренностям, правительство компенсирует издержки. Впрочем, при любом раскладе за членство в ВТО, отмену ввозных пошлин и утильсбор в конечном счете платит российский потребитель. В том числе и за механизм СПИК, ведь финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета. В новом году ощутимо вырастут ставки утильсбора для легковых автомобилей с объемом двигателя более 3,5 литра – на 145%. Для машин с двигателями объемом 1–2 литра повышение составит 112,4%, для малолитражек (объем двигателя до 1 литра) – на 46,1%. Для авторынка это хоть и ожидаемая, но достаточно пессимистическая новость. После восстановительного роста в 2017 и 2018 годах в текущем году дилеры и производители фиксируют существенное сокращение продаж. И предстоящее повышение цен оптимизма им явно не добавляет. На бюджетной игле Повышение утилизационного сбора не выглядит серьезной «страшилкой», считает доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Плеханова Олег Чередниченко. По его словам, автобренды – лидеры российского рынка – в основном успели локализовать свое производство и могут рассчитывать на компенсации издержек в рамках СПИК. Доля же импортных машин составляет всего 17%, если верить статистике первой половины 2019 года. Однако предпосылки к удорожанию автомобилей, производимых на территории РФ, имеются. Российский автопром еще не вполне готов к жесткой конкуренции с мировыми производителями. Для защиты рынка государство повышает ставки утильсбора Shutterstock / Fotodom «На фоне отмены с 1 января 2020‑го компенсаций таможенных пошлин на комплектующие следует ожидать повышения розничных цен на 3–5%. Очевидно, это станет катализатором снижения спроса», – не исключает Олег Чередниченко. Первые месяцы негативный фактор дилеры смогут частично компенсировать распродажей по старым ценам «неликвида» 2019 года. Но в дальнейшем логично ожидать падения продаж новых машин. В этих условиях правительство будет поставлено перед необходимостью поддерживать автопром, чтобы предотвратить стагнацию и кризис отрасли. Со своей стороны, полагает собеседник «Профиля», помощь может оказать и ЦБ России – дальнейшее снижение стоимости кредитов способно частично «самортизировать» рост цен на машины. Это плохо или хорошо, но работает в 2019 году: в первом квартале, с действующей на тот момент ключевой ставкой 7,75%, количество автомобилей, купленных россиянами в кредит, превысило 191 тысячу штук. Однако расширением автокредитования дело не ограничится. «Очевидно, потребуются дополнительные «инъекции» отрасли, чтобы как минимум сохранить показатели 2019 года или минимально отклониться от них в худшую сторону», – подчеркнул Олег Чередниченко. Попытка сэкономить средства на поддержку автопрома в текущем году привела к удручающим результатам. Правительство снизило объемы финансирования отрасли более чем в 3 раза: с 35 млрд до 10,4 млрд рублей. И в первом полугодии авторынок ушел в минус на 2,4%. Между ростом и стагнацией У генерального директора ГК «АвтоСпецЦентр» Дениса Петрунина свое мнение относительно перспектив автокредитования. «За счет снижения ЦБ ставки рефинансирования стоимость автокредитов несколько снизится, что приведет к некоторому увеличению продаж. Но в связи с высокой текущей закредитованностью населения существенного влияния на рынок это не окажет», – пояснил он «Профилю». По мнению Дениса Петрунина, рост цен на новые автомобили в 2020 году будет связан не только с повышением утилизационного сбора, но и с инфляцией. Удорожание будет не столь значительным, как это было после повышения НДС, – от 5% до 10% в зависимости от бренда. Однако изменение прайс-листов неизбежно повлияет на покупательский спрос. Скорее всего, сохранится отрицательная динамика, резкого сокращения продаж не предвидится, но это слабое утешение. Очередное подорожание похоронит надежды на восстановление авторынка в 2020 году, предупреждает Денис Петрунин. Рост цен на машины на фоне низкой платежеспособности населения и отсутствия у покупателей свободных денег чреват затяжной стагнацией в отрасли. Реальное сокращение рынка в 2019 году, по прогнозам, составит около 5%. Если в 2020 году стагнация продолжится, то результат будет примерно такой же, предположил собеседник «Профиля». Со своей стороны, ведущий специалист отдела аналитических исследований ИКСИ Дмитрий Плеханов призывает не драматизировать ситуацию. Да, повышение ставок утилизационного сбора, безусловно, приведет к росту цен на автомобили для конечных потребителей. Вместе с тем в абсолютном выражении масштаб «трагедии» не выглядит критическим – подорожание укладывается в среднем в 50–80 тысяч рублей, что при средней цене легковых автомобилей, продаваемых на рынке, около 1 млн рублей соответствует на 5–8%, напоминает аналитик. Нечто подобное уже происходило. «Если обратиться к истории предыдущего повышения утилизационного сбора, которое было проведено в 2018 году, то можно отметить, что легковые автомобили в России подорожали, по данным Росстата, примерно на 5%», – говорит Дмитрий Плеханов. Таким образом, фактический рост цен оказался в 2–3 раза ниже того, о чем предупреждали некоторые алармистски настроенные аналитики. «При этом продажи автомобилей в 2018 году после 4‑летнего периода падения продемонстрировали рост на 12,8%. Таким образом, утилизационный сбор не является основным фактором изменения цен и динамики авторынка», – отметил эксперт. Гораздо более существенное влияние на динамику цен оказывают курсовые колебания национальной валюты в связи с сохраняющейся высокой зависимостью автопрома от импорта. В настоящее время доля импортных автокомпонентов для легковых автомобилей составляет около 60%. В том же 2018 году курс рубля снизился более чем на 20%, что в основном и обусловило необходимость корректировки цен на внутреннем рынке. Повышение утилизационного сбора скорее может привести к отказу покупателей от части дополнительных опций, предлагаемых автодилерами. В этой связи часть покупателей, особенно в бюджетном сегменте, может ограничиться покупкой автомобиля в базовой комплектации, предположил Дмитрий Плеханов. ©Сергей Киселев / Коммерсантъ / Vostock Photo Подорожание машин создает определенные риски для других секторов экономики. «Покупатели автомобилей могут смириться с повышением цен в размере 2–3%, однако в этом случае их финансовые возможности по приобретению прочих товаров и услуг, очевидно, сократятся», – предупреждает он. Более значимым фактором для российского авторынка остается слабая динамика реальных доходов населения. Большинство потенциальных клиентов автодилеров сегодня вынужденно откладывают решение о покупке новых машин. Количество продаж по итогам текущего года составит менее 4% от общего размера автомобильного парка страны, напоминает Дмитрий Плеханов. При этом в среднем в мировом автопроме этот показатель составляет около 8%. Таким образом, российский рынок имеет значительный нереализованный потенциал, который в настоящее время сдерживается слабой динамикой доходов населения. В этой связи меры по господдержке автопрома не утратили своей актуальности, особенно учитывая тот вклад, который отрасль способна вносить в создание добавленной стоимости и высококвалифицированных рабочих мест. Осень – сезон автообновок Цена на автомобиль складывается из множества факторов. Помимо производственных издержек, в которые для нас закладываются еще и валютные риски ввиду большого количества импортных автокомпонентов, самые существенные – ввозные пошлины и наценка дилера, говорит эксперт «Международного финансового центра» Дмитрий Иногородский. Доля утильсбора в действительности не столь существенна – в пределах 1% от цены автомобиля. Машины с 1 января подорожали и без этого вследствие инфляции и роста производственных издержек на выпуск новых моделей после введения экологических норм Евро‑6, утверждает эксперт. «Машины становятся все сложнее, их производство требует большого труда и затрат энергии. Подорожание автомобилей линейки 2020 модельного года может составить до 10%», – делится своим прогнозом Дмитрий Иногородский. Впрочем, на этой «улице» возможно и двустороннее движение. Так, рост НДС в начале этого года отразился на ценах на автомобили меньше, чем ожидалось. Сказалось укрепление рубля, который стоил почти 70 за доллар США в декабре 2018‑го, а в начале 2019 года курс составил 67,7 рубля. Сегодня доллар стоит еще дешевле – всего около 64 рублей. Если этот уровень закрепится, то можно ожидать, что автомобили нового модельного ряда окажутся сопоставимы по стоимости с прошлогодними. Ну а тем, для кого актуален вопрос о смене старого железного коня, надо иметь в виду, что дорогостоящие покупки лучше совершать, как это ни странно, не в декабре–январе, а в октябре–ноябре, считает собеседник «Профиля». В этот период можно выбрать автомобиль в нужной комплектации и не сильно переплатить. А вот после новогодних праздников, конечно, можете купить машину дешевле, но это будут либо голые комплектации, либо, напротив, полный «фарш» из не всегда нужных опций, за которые к тому же еще придется переплатить.