Корректировка демпфера скажется на цене бензина в России в 2020 году

Цены на бензин в 2019 году показали минимальный рост за 11 лет на сочетании ряда факторов, прогноз на 2020 год вполне благоприятный. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал эксперт Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Андрей Гордеев. Цены на бензин в этом году показывают самый низкий рост за последние 11 лет, на дизельное топливо - за последние 10. Об этом говорят данные Росстата. Так, бензин с 1 января подорожал всего на 1,9%, впервые с 2016-го уступив общему уровню инфляции, дизтопливо выросло в цене на 2,4%. То есть рост потребительских цен в 2019 году был минимальным с 2008 года, а дизеля - с 2009 года. Инфляцию ведомство в уходящем году планирует в размере 2,9%. Эксперты считают, что эти тенденции ожидались. "Резкому снижению темпов роста цен на горючее способствовали сразу несколько факторов, главный из которых – введенный правительством демпфирующий механизм, - отмечает специалист. – Но есть и второстепенные причины. К примеру, снижение экспорта российских бензина и дизтоплива из-за того, что Казахстан модернизировал свои перерабатывающие заводы и теперь не только обеспечивает себя нефтепродуктами, но и соседнюю Киргизию. Экспорт снизился, а значит, нет и дефицита на внутреннем российском рынке. Кроме того, в 2019 году мы видели стабильную цену на нефть на мировом рынке, что блокировало корреляцию спроса и сделало его предсказуемым. Параллельно несколько сократилось потребление нефтепродуктов в России из-за снижения покупательной способности населения, что в данном случае тоже стало положительным фактором. В совокупности этих факторов предложение топлива на рынке превысило спрос, потому цены были стабильны, и по итогам года росли минимально". Топливный демпфер Для компенсации нефтяным компаниям потерь от поставок топлива на внутренний рынок по фиксированный цене при гораздо более высокой экспортной альтернативе, правительство с 1 января 2019 года ввело в действие демпфирующий механизм. Он подразумевает, что бюджет возмещает нефтяникам до 60% разницы между условной внутренней ценой на топливо и более высокими экспортными ценами. Демпфирующий механизм изначально должен сдерживать цены на топливо в России. Если экспортная цена бензина и дизтоплива выше внутрироссийской, то государство компенсирует нефтекомпаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены в РФ. А если российские цены будут выше экспортных, то нефтяники поделятся с государством частью своей сверхприбыли. После того, как в первом квартале этого года демпфер сработал именно по этому сценарию, компании настояли на его корректировке. С 1 июля 2019 года размер компенсации вырос до 75% для бензина и до 70% для дизтоплива. "Демпфер стал сильным механизмом, регулирующим внутреннюю ценовую динамику в России – безусловно, эта инициатива стала успехом правительства после многолетних попыток "ручного управления" ситуацией. Эта система дает возможность давать прогноз на 2020 год – темпы роста цен на бензин и дизтопливо будут минимальными при условии стабильных внешних факторов. Это значит, что повышение цен к декабрю следующего года составит максимум 4-4,5%, но едва ли дойдет до столь высокого порога. С другой стороны, есть вероятность, что демпферный механизм правительство захочет "донастроить", чтобы добиться максимальной выгоды для российского бюджета. В этом случае возможны определенные колебания. Но рынок сходится в том, что даже при самом неблагоприятном сценарии рост цен на горючее в 2020-м не превысит 5%. В эту цифру включают и повышение акцизов на топливо с 1 января будущего года – они повысят цену литра топлива на 20-30 копеек", - подчеркивает эксперт. Внешнее влияние В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) считают, что сдержать рост цен на бензин позволили именно компенсации, предусмотренные демпферным механизмом. Он помог сдержать подорожание топлива на 15%, уточнили в Минфине. Еще одним фактором, способствующим динамике, в Минэнерго называли рост производства моторного топлива. По данным ведомства, объем производства бензина на начало декабря вырос на 2,3%, объем дизеля - на 1,8%. Разогнать цены в этом году не смогло даже повышение налоговой нагрузки. С января ставки акцизов на бензин и дизель выросли на 50% в сравнении с 2018-м, а ставка НДС увеличилась с 18% до 20%. Между тем, в ФАС отметили: налоги составляют порядка 55% в конечной цене литра автомобильного топлива. Ранее глава Министерства энергетики Александр Новак заверил, что в 2020 году не ожидается резкого повышения цен на бензин даже в случае роста цены нефти. "Российский рынок традиционно зависит от внешней конъюнктуры. Если мировые цены на нефть продолжать удерживаться вблизи текущих значений в 65-70 долларов за баррель, то ситуация в России останется спокойной. Но возможно обострение внешнеполитических конфликтов, которое резко повысит стоимость "черного золота", то оно отразится на российском рынке. Кроме того, неблагоприятно скажется и укрепление курса доллара к рублю. Есть вероятность и обратного сценария, подразумевающего существенное снижение цены барреля на мировых биржах. В этом случае корректировка курса доллара частично компенсирует России потери выручки с импорта, а на топливный рынок это серьезным образом не повлияет. То есть в целом вероятность ценовых шоков, какие россияне видели весной 2018 года, стремится к нулю", - заключает Андрей Гордеев.

Корректировка демпфера скажется на цене бензина в России в 2020 году
© ФБА "Экономика сегодня"