Коренев: "Займы в магазине" станут для россиян выгодной альтернативой кредитным картам

Крупнейшие банки отказываются выдавать кредиты в магазинах, так как стремятся "подсадить" россиян кредитные карты, приносящие больше прибыли. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал аналитик группы компаний "Финам" Алексей Коренев. Исследование "БКС Премьер" показало: большинство крупнейших российских банков за последние три года отказались от выдачи кредитов в магазинах (POS-займы). Из бизнеса по POS-кредитованию вышли почти все банки из топ-30, которые сосредоточились на выпуске кредитных карт. Только три банка из топ-30 продолжали выдавать POS-займы: "Тинькофф", "Почта банк" и "Хоум кредит". Но при этом рынок выдачи займов в магазинах в 2019 году вырос в России более чем на 10 млрд рублей. "Банки во все времена невозможно было обвинить в упущении выгоды и прибылей, так что указанная тенденция базируется на вполне прослеживаемых закономерностях, - отмечает специалист. – Главная из них – в России обострилась борьба между банками за клиента. Каждый из них стремится "привязать" к себе клиента надолго – на годы, а лучше навсегда. Кредит в магазине – продукт разовый, клиент его выплатил и забыл про банк. Другое дело – кредитные карты, на развитии которых сосредоточились большинство российский финучреждений в последнее время. Карта выдается человеку на три года, после чего автоматически перевыпускается. Люди ею активно расплачиваются в магазинах, берут под них кредит. Именно в рамках этой борьбы растет льготный беспроцентный период, предоставляемый банками по "кредиткам" – сейчас он в среднем уже 90-120 дней. Это способ сохранить клиента надолго". Лукавство на картах Займы в магазинах, как показывает статистика, для банков куда менее проблемные, чем по кредитным картам. По данным Центробанка, доля просрочек по POS-займам за девять месяцев 2019-го составила 4,2%, в то время как по картам - 9,4%. Тем не менее, от кредитования в точках продаж в прошлом году отказались Альфа-Банк, а также Сбербанк и Росбанк, которые предоставляли такую услугу через свои дочерние финансовые организации. Продуктовые займы этих банков перешли в цифровой формат. Остальные крупнейшие банки или вообще никогда не выдавали POS-кредиты, сразу сделав ставку на кредитки, или вывели этот вид продукта из своей линейки еще раньше. В последние годы банки развивают новый вид услуг – так называемые карты рассрочки. Покупки по ним не отличаются от расчетом обычной банковской картой и не требуют оформления отдельного кредитного договора с клиентом. Эксперты уверены: банки гонятся лишь за повышенными процентами по займу. "Уже есть в России прецедент, в котором карту банк предоставляет для беспроцентного использования на 5 лет, однако и обслуживание такой карты составляет 18 тысяч в год. Здесь важно понять: кредитная карта – продукт универсальный, позволяющий обеспечить лояльность клиента. Для этого задействуются такие механизмы, как кэшбэк, выплата процентов на остаток и другие. POS-кредитование – продукт ограниченный и не дает возможности банку обеспечить лояльность клиента. Но при этом банки не забывают и о выгоде. Условия займов по кредитным картам часто превышают 20%, а иной раз доходят и до 25%. Тогда как в магазине обычный покупатель получит деньги под 14-17% годовых. При этом банки из топ-30 в России вынуждены еще терять массу времени с POS-кредитами, оценивая платежеспособность заемщика и потенциальные риски. Тогда как владелец кредитной карты уже клиент, о котором все известно", - подчеркивает аналитик. Выбор за россиянами В ЦБ сообщили, что дополнительных регуляторных изменений в сегменте POS-кредитования пока не планируется. Предстоит оценить влияние ранее принятых макропруденциальных мер: несколько раундов повышения надбавок к коэффициентам риска и введение с 1 октября 2019 года показателя долговой нагрузки. Эти изменения отразятся в статистике не сразу, поэтому следует подождать пару кварталов и посмотреть динамику, а лишь затем принимать решения. Регулятор подчеркивает: POS-займы за три квартала 2019 года составляют 3,2% от совокупной задолженности по необеспеченным потребительским ссудам, то есть менее 200 млрд рублей. Таким образом, этот вид кредитования не несёт системных рисков для банковского сектора. За три квартала 2019 количество выдаваемых ссуд выросло на 4,1% - до 5,1 млн. Средний чек увеличился на 1 тысячу рублей - до 35 тысяч. Этот вид займов популярен у россиян из-за своей простоты – оформил кредит и ушел с покупкой. "Если крупнейшие банки России отказываются от "займов в магазине", это не означает, что вскоре мы больше не увидим представителей кредитных отделов в точках продаж. Просто идет переосмысление рынка. Пока есть спрос на POS-кредитование, найдутся игроки, которые им воспользуются для собственного заработка. Так что Россия этот вид услуг не потеряет еще долго. Подобные вопросы на банковском рынке – саморегулирующиеся. Одни игроки полностью откажутся от "магазинных" займов в пользу кредитных карт, другие начнут развивать параллельно оба продукта. Спустя некоторое время спрос и бизнес найдут консенсус. Для россиян же это обернется выбором возможностей взять кредит, а альтернатива – это всегда польза для клиента", - заключает Алексей Коренев.

Коренев: "Займы в магазине" станут для россиян выгодной альтернативой кредитным картам
© ФБА "Экономика сегодня"