Airbnb – рискованный отдых?

О печальном опыте самостоятельного бронирования жилья Российские туристы всё чаще критикуют онлайн-площадку Airbnb для аренды жилья по всему миру. Суть претензий сводится к несоответствию предлагаемых и реальных вариантов и проблемам с возвратом денег. Можно ли получить компенсацию за испорченный отдых, организованный самостоятельно? Отзывы туристов и комментарии экспертов – в материале Фёдора Макарова. Хозяин своего отдыха Начну с хорошего. Многие хвалят веб-сервис Airbnb для самостоятельных путешественников, которые планируют свои поездки по России и за границу заранее. Здесь можно подобрать варианты аренды жилья, подходящие по цене и качеству услуг, – без посредников, договариваясь напрямую с хозяевами. Это удобно и практично. Можно организовать свой отдых, что называется, своими руками. Лично я сам бронировал жилье через Airbnb для поездки в Санкт-Петербург пару лет назад; всё прошло без проблем и даже лучше. Но, оказывается, так везет далеко не всем, о чем свидетельствуют гневные отзывы, например, на otzovik.com. Не верь глазам своим О грустном. Одна из главных претензий туристов к сервису бронирования Airbnb – это несоответствие предложений действительности. «Мы бронировали виллу на Бали. – рассказывает один из туристов в отзыве от 04.01.2020 года. – На фото в Airbnb был большой красивый дом, но, как оказалось, в нем живут другие, а нас поместили в маленьких домиках, похожих на тюремные камеры! Обещали, что на территории не будет посторонних, в результате через нас постоянно ходят в соседний отель, купаются в нашем бассейне. А жена стесняется чужих мужчин. Это самый плохой отдых у нас в жизни». «Отвратительно! – возмущается путешественник под ником Цкжр. – Ни на что нельзя надеяться – то, что на сайте указано, не факт что есть на самом деле, не соответствует реальности ни по цене, ни по расположению». «Бронировали жилье, по факту оказалось совсем не то, – жалуется Panda190788. – Решили отказаться и с маленьким ребенком на чемоданах искали другое жилье. Это просто жесть!» Деньги снимают быстро, а вернуть не спешат Многие возмущаются техническими накладками и несовершенством сервиса: «Деньги не вернули. Аккаунт заблокировали. Из поддержки никто не ответил!» «Было три попытки бронирования, – делится своим опытом Leonid Sinyukhin. – сначала какая-то ошибка на сайте – слетели цены, хозяйка бронь отменила. Второй хозяин списал деньги за жилье, но потом решил договориться о новой цене. Третий хозяин опять списал деньги за свое жилье, но через неделю без всяких обоснований отменил бронь! В итоге подвисли две суммы по 11 000 рублей, пропало желание связываться более с этим сервисом». «Бронировали квартиру в Москве. Выбрали подходящий вариант, списались с хозяевами, – рассказывает SergiysX. – В момент бронирования сервис списывает деньги с карты и тут же выдает отказ. Бронь не прошла. Но деньги уже списаны! Звонок в службу поддержки ничего не решил: «Мы ничего не можем сделать, деньги вернутся к вам в течение 72 часов, а вы пока ЕЩЕ ОПЛАТИТЕ!!!» Дальше интереснее, – возмущается арендатор жилья. – Так как мы уже прилетели в Москву и времени выбирать новое жилье не было, оплачиваем эту же квартиру еще раз и... ВСЁ ПОВТОРЯЕТСЯ. Деньги списали, и тут же отказ в брони!!! Спасибо хозяевам, пошли навстречу и заселили. Ужасно! Клиент для них ничего не значит». Отказ от ответственности Жалуются не только туристы, но и арендодатели Airbnb. «Все, кто думает, что сможет быстро разбогатеть c Airbnb, сдавая свое жилье, или проводить туры через этот сайт, имейте в виду – вас ждут нулевая безопасность, нулевая компенсация за ущерб и злонамеренный негативный отзыв, например, от конкурентов – предупреждает автор под ником Honest Only (честный): «В результате одного-двух таких «отзывов» рейтинг популярности вашего объявления резко падает и гости перестают бронировать. Вам придется либо снижать цену, либо закрываться». Услуги Airbnb платные. Сервис берет комиссию от 20 %, в случае аренды комиссия взимается с обеих сторон. Однако, если вы будете требовать денежной компенсации от Airbnb, предупреждают в одном из отзывов, «вы не получите ничего, кроме пустой болтовни «специалистов» поддержки. Как только вы зададите им вопрос о компенсации, они начнут профессионально тупить и это будет продолжаться до тех пор, пока вам не надоест». При путешествиях по Европе таких проблем обычно не возникает, отмечают арендаторы Airbnb. Видимо, офис в России не дорожит репутацией мировой компании. «Просим помочь вернуть деньги с хозяина и навсегда удалить его аккаунт, так как он реально испортил наш праздник своим обманом!» – призывают некоторые туристы. «Нужно обращаться в суд и закрывать эту компанию. Имея миллиардные обороты, люди для них ничто», – поддерживают другие. Обманутых туристов безусловно жалко. Но… Юристы не помогут Отсудить моральный ущерб или убытки у Airbnb в России практически невозможно, считают эксперты. «Ни один юрист здесь не поможет, – говорит глава юридической фирмы «Юристы в туризме» Павел Двуреченский. – Дело в том, что у сервиса даже нет юридического лица в РФ, судиться не с кем». Для справки: Airbnb – частная компании, основанная в США, Сан-Франциско. В 2012 году в России было зарегистрировано ООО «Эйрбиэнби Раша» с офисом в Москве. Однако в 2017 году Airbnb ликвидировала свою российскую дочернюю компанию, переведя все операции в Берлин, Дублин и Лондон. «В принципе можно предъявить претензии к сервису – по месту нахождения ответчика, – предлагает юрист. – То есть обратиться в суд США. Можно даже выиграть этот спор, – полагает он. – Но кто и как будет взыскивать?» Таким образом, ответственность за проблемы самостоятельных туристов, бронирующих жилье на Airbnb, – полностью ложатся на них самих. Оправдан ли этот риск, каждый решает сам. Во всяком случае предупрежден – значит вооружен!

Airbnb – рискованный отдых?
© HotLine.travel