Из-за дешевой нефти российские НПЗ будут вынуждены платить государству

Цены на нефть марки Brent опустились до уровня около 35 долларов за баррель, это означает, что российская марка Urals будет стоить 30-32 доллара за баррель вместо заложенных в бюджете 42 долларов. На это уже весьма болезненно отреагировал рубль, но проблемы, как оказалось, будут не только у него. Нефтеперерабатывающая отрасль, на первый взгляд, заинтересована в дешевом сырье, однако в российских реалиях все иначе. В моменты высоких цен на топливо на мировом рынке, чтобы простимулировать нефтепереработку продавать топливо внутри России и не повышать цены, был введен сглаживающий механизм – демпфер. Так, с 1 июля 2018 года НПЗ получали компенсации из бюджета, если экспортные цены на топливо оказывались выше условной внутренней цены. Например, для бензина такой границей стал уровень в 53,6 тысяч рублей за тонну. У этого механизма есть и обратная сторона: если мировые цены на топливо падают, платить должны уже нефтеперерабатывающие компании в бюджет. Первый отрицательный демпфер был зафиксирован в феврале. Тогда в связи с падением потребления топлива в Северо-Западной Европе цены на него опустились ниже условной российской цены. Производителям пришлось заплатить в бюджет дополнительные 10,9 миллиардов рублей (по 1880 рублей за тонну бензина и по 1960 рублей за тонну дизельного топлива). Однако в новых условиях дешевой нефти стоит ожидать резкого снижения цен на топливо в Европе, что увеличит суммы компенсаций в бюджет еще сильнее. Так, по оценкам «Петромаркета», если в марте цены на нефть сохранятся на сегодняшнем уровне в 35 долларов за баррель, а курс доллара – на уровне 72 рублей, то компания придется заплатить в бюджет 35 миллиардов рублей. Но и это еще не все. Нефтеперерабатывающие заводы получали так называемый обратный акциз на нефть, призванный компенсировать их потери от налогового маневра, в январе это было около 30,9 миллиардов рублей, но в феврале сумма сократилась до 12,2 миллиардов рублей. Все это приведет к тому, что и так убыточная переработка нефти внутри России станет еще менее выгодной. В теории это может привести к сокращению объемов переработки и подорожанию топлива на АЗС. С другой стороны, наличие демпфера ограничивает колебания цен внутри страны – хоть НПЗ сэкономят благодаря дешевой нефти, часть этой выгоды они отдадут государству, а часть компенсирует падение рубля. И в результате цены на топливо в России должны сохраниться на одном уровне.

Из-за дешевой нефти российские НПЗ будут вынуждены платить государству
© Банки Сегодня