«Потрясения уровня Второй Мировой»: как коронавирус повлияет на российский авторынок
Какое влияние на автомобильный рынок окажет пандемия корнавируса и колебания валютных курсов — интересует практически всех автомобилистов России. Продавцы отмечают повышенный спрос на автомобили в марте, а эксперты прогнозируют небывалый спад на рынке во втором и третьем квартале текущего года, причем в масштабах всего мира. Фактор волатильности валютных курсов столкнулся с реалиями коронавирусного карантина, и вместе они оказали совершенно разновекторное воздействие на рынок. «Вечерняя Москва» вместе с экспертами и лидерами продаж, проанализировала складывающуюся ситуацию. Мартовские реалии Российский и мировой автомобильные рынки падали в этом и без пандемии коронавируса, рассказывает автоэксперт и обозреватель Игорь Моржаретто: — На фоне негативного прогноза, более или менее успешным был март. Многие поспешили купить машины по старым ценам. Но потом, из-за коронавируса, рынок просто встал. Теперь мы сильно просядем — вслед за Европой. Тенденции в этом плане у нас совершенно одинаковые, — отметил эксперт. Моржаретто подчеркивает, что из-за столь экстремальных и разнонаправленных сил, воздействующих сегодня на отрасль, мировой автомобильный рынок в ближайшее время ждут потрясения, сравнимые по масштабам с воздействием на экономику от Второй мировой войны. Сведения от продавцов Информация от московского представительства концерна FCA (Jeep) подсвечивает все основные тенденции рынка. Там сообщают о взрывном, то есть в два раза выше плана, росте спроса на автомобили в марте, но в FCA ожидают резкого падения, уже начиная с апреля. — Очевидно, что все кто мог и хотел купить машину, уже сделали это в прошлом месяце. Сейчас, во втором квартале, мы ожидаем серьезного падения спроса. В итоге цены вырастут, а скидки сократятся. При этом отрасль, так или иначе окажется в убытке, — заключает финансовый контролер Виктория Уздеева. Стоит обратить внимание на то, что увеличение продаж было зафиксировано для всех автомобильных брендов и во всех ценовых сегментах. Об этом рассказывает Андрей Каменский, директор по маркетингу автомобильной группы «Авилон». — Был зафиксирован повышенный спрос на машины практически всех массовых брендов, например, Volkswagen, Peugeot, Citroen и Hyundai .Так же мы наблюдали оживление в премиальном сегменте. Некоторые автомобили были раскуплены со складов полностью, и теперь их поставки ожидаются не ранее середины июля-августа 2020, — отметила Уздеева. Имевшие сбережения люди, на фоне скачка курса, поспешили приобрести новые автомобили по старым ценам. Однако, закрытие автосалонов и, как следствие, приостановка торговли, лишила многих возможности купить автомобиль. Сейчас, когда дилеры поднимут цены вслед за курсом, и на склады придут новые партии автомобилей - по новым ценам, у многих клиентов возможности купить машину уже просто не будет. В первую очередь это относится к бюджетным автомобилям эконом-класса. Некоторое оживление наблюдается на Интернет площадках и ресурсах торгующих автомобилями. Ситуацию комментирует ведущий аналитик сервиса Авто.ру Алексей Муханов. — Общий новостной фон и падение рубля стимулировали определенный спрос. Тем не менее, и в долгосрочной перспективе, высоких продаж никто не ждет. Всплеск покупательского интереса, связанный со скачком курса, столкнулся с коронавирусным карантном и закрытием дилерских центров, — отмечает эксперт. По данным сайта Авто.ру, в марте сервис для поиска нового автомобиля еженедельно использовали не меньше 450 тысяч уникальных пользователей — это на 8% больше, чем годом ранее, и на 20% больше, чем в декабре 2019 года. Однако после объявления «нерабочей недели», число пользователей, ищущих новый автомобиль, сократилась примерно на четверть. Это может свидетельствовать только о том, что коронавирусный карантин сильно ударил не только по традиционным дилерам, но задел и онлайновые продажи автомобилей. — Сейчас многие стараются сохранить клиента в онлайне, — продолжает Алексей Муханов — есть интенсивные попытки онлайн продавцов сохранить покупателей. Для них организуют удаленные консультации, бронирования, назначают встречи, но конвертировать эти усилия в реальные продажи пока не удается. Всё же автомобильный рынок останется преимущественно офлайновым и традиционным. Без личного, непосредственного «знакомства» с автомобилем, клиент пока еще не готов выходить на сделку. Спрос сократился во всех марках, и в первичном и во вторичном секторе. В новых автомобилях упал и уровень предложений. Например, количество уникальных объявлений о продаже новых BMW в марте 2020 на 56% меньше, чем год назад, а просмотры номеров телефонов снизились только на 4%. У Land Rover объявлений меньше на 11%, а количество просмотров контактов продавцов сократились на 1%, сообщил Алексей Муханов. Прогнозы на будущее Цены медленно но верно устремятся за валютным курсом, следуя мировым тенденциям. Этот неизбежный рыночный процесс будет обусловлен как попыткой дилеров сохранить прибыль, так и истощением запасов «старых» автомобилей на складах. Но производитель отрегулирует цены на новую продукцию: новые машины, которые будут поступать в автосалоны в ближайшие несколько месяцев будут уже дороже «мартовских» авто. Объективные данные рынка полностью подтверждают такие предположения. — Наши аналитики изучили историю изменения цен на базовые версии десяти самых популярных в России автомобилей - с января по март включительно. Почти половина автомобилей, попавших в выборку, подорожали в среднем на 3%. Четыре модели выросли в цене на 5–10%, — констатирует рыночную ситуацию аналитик Авто.ру Алексей Муханов. Недавняя отечественная история знает схожие примеры колебания рынка. Когда в 2013 — 2014 годах валютный курс вырос почти в два раза за несколько месяцев, у рынка ушло более года на то, чтоб скорректировать цены в соответсвии с новыми реалиями. — Повышение цен и сейчас не будет резким. Оно произойдет неотвратимо, но не в один день. Например Lada уже объявила о повышении на 1-2 процента. И так все, постепенно, будут поднимать уровень цен, пока не станет ясно, на какой планке стабилизируется курс. К этому уровню и привяжутся продавцы. Так уже было — и в 2014 и в 2015 годах, — добавил автоэксперт Игорь Моржаретто. Фактор рухнувшей в марте нефти, потянувшей за собой курс рубля, столкнулся с форс-мажорным воздействием глобальной пандемии COVID-19. Эффект для рынка получился поистине взрывным, как от столкновения айсберга с вулканом — встреча льда и пламени. Теперь и продавцов и покупателей ждет длительный процесс выравнивания цен. На это могут уйти и месяцы и годы. Но хорошая новость в том, что рано или поздно ситуация выровняется и стабилизируется. Это лишь вопрос времени. Читайте также: Риелтор рассказала, как коронавирус повлиял на цены на недвижимость в Москве