Агентство RAEX впервые подготовило комплексный рейтинг лизинговых компаний

Рейтинговое агентство RAEX («РАЭКС-Аналитика») подготовило исследование российского рынка лизинга по итогам 2019 года. В рамках исследования был впервые представлен комплексный рейтинг лизинговых компаний, базирующийся, помимо показателя объема нового бизнеса, на показателях объема лизингового портфеля, профинансированных средств, лизинговых платежей, собственных средств и уровня кредитного рейтинга. «Анализ рынка исключительно на основе показателя объема нового бизнеса в настоящее время не вполне адекватно отражает ситуацию, — комментирует генеральный директор RAEX Дмитрий Гришанков. — Этот показатель хорош в стабильных условиях. Он улавливает малейшие колебания конъюнктуры, он очень комфортен для компаний с высокой оборачиваемостью. Также показатель нового бизнеса выигрышен для начинающих компаний. Именно эти компании сейчас в зоне максимального риска. Использование для комплексного рейтинга, помимо нового бизнеса, более консервативных и инерционных показателей более адекватно отражает рыночные позиции и перспективы лизинговых компаний в неблагоприятных экономических условиях». По данным исследования, предкризисная ситуация сформировалась на рынке лизинга еще в 2019 году, задолго до начала пандемии и падения цен на энергоносители. В 2019 году рынок показал худший результат с 2016 года: объем нового бизнеса участников рейтинга вырос всего на 11% по сравнению с 17% годом ранее. Основным сдерживающим фактором стало сокращение сегмента лизинга железнодорожной техники и авиализинга (минус 43% и минус 51% к показателям 2018 года соответственно). Ключевое влияние на сжатие этих сегментов оказали насыщение рынка подвижного состава на фоне стагнации объемов перевозок, а также значительное сокращение количества сделок с самолетами российского производства. Автолизинг остается основным драйвером роста рынка лизинга. На фоне торможения остальных транспортных сегментов лизинг легкового и грузового автотранспорта третий год растет двузначными темпами: темпы прироста нового бизнеса в этих сегментах в 2019 году составили 25,6% и 15,2% соответственно. Торможение обусловило снижение концентрации и разгосударствление рынка. Слабая динамика корпоративных сегментов, в первую очередь лизинга железнодорожного транспорта и авиализинга, обусловила снижение концентрации рынка на топ-десяти компаниях с 73% в предыдущем году до 71,4%, а также сокращение доли государственных компаний в совокупном объеме нового бизнеса с 56,5% до 50,5%. Доля оперативного лизинга в совокупном объеме нового бизнеса участников рейтинга снизилась до 7%. Это наименьший показатель за последние семь лет: средняя доля оперлизинга за указанный период составила 12%. Основная причина — продолжающееся второй год подряд сокращение сегмента авиализинга, в котором такого рода сделки играют ключевую роль.