Кто первый встал, того и место

Фото: Денис Яковлев, «КИ» Кто первый встал, того и место Места есть — машин нет Боль каждого рабочего дня — найти место на парковке возле работы, а потом отвоевать свое место у дома. Да, наиболее остро стоящий вопрос в городе — тотальная нехватка парковочных мест, особенно во дворах многоэтажек. И если в старом фонде раньше не предусматривались подземные парковки, то в новостройках они сейчас обязательно присутствуют. Ведь согласно нормативам ни один строительный проект не может получить добро, если в нем не заложено достаточное количество парковочных мест. И тем не менее картина дня не меняется: каждый вечер жильцы-автомобилисты новостроек нарезают круги в поисках места на плоскостных бесплатных парковках. «КИ» постарались разобраться, есть ли выход из этой ситуации. Lexus у мусорки Каждый вечер наблюдаю возле моего дома одну и ту же картину: молодой человек паркует свою дорогую машину возле мусорной площадки у нашего жилого комплекса. Начала даже с ним здороваться, чтобы вызвать его на разговор и узнать, почему он не покупает место в подземной парковке. Даже мне стало жаль его белоснежного железного коня! Как оказалось, владелец Lexusа работает в компании своего отца и весьма неплохо зарабатывает. За последние несколько лет купил не одну квартиру, в том числе в нашем доме. Но место в «подземке» приобретать не собирается, потому что не считает это хорошим вложением средств. Мол, возле дома и так много места, зачем за это еще и платить? И таких примеров по городу немало. По словам эксперта Палаты недвижимости Ольги Долгополовой, официальной статистики или данных консалтинговых компаний по заполняемости парковок в жилых комплексах Краснодара нет. Точечно о своих объектах может сказать каждый девелопер. Но эксперт подчеркивает: доля вакантных мест на парковках достаточно велика — практически во всех новостройках есть непроданные места. Может, дело в цене вопроса? Дорогие предложения Подсчитать цены на машино-место мы сможем только оценочно, хотя бы потому, что обзвонить и тем более объехать все построенные или возводимые жилые дома просто нереально. И все же общую картину можно представить. В элитных домах на «золотой» земле высокие цены не только на квартиры, но и на парковочные места. Судите сами: в жилом комплексе «Адмирал» за место под машину придется выложить 1 млн 100 тыс. руб., есть бонус — скидка в размере 50 тыс. руб. В жилом комплексе «Большой» машино-место общей площадью 18 кв. метров обойдется в 950 тыс. руб. Примерно такой же ценовой сегмент наблюдается и по другим элитным предложениям. Считается, что в случае с бизнес- и элитным сегментами спрос на машино-места более высокий. Но нельзя сказать, что места в подземных паркингах и в таких домах расхватывают как горячие пирожки. В жилых комплексах класса «Комфорт», «Комфорт+», экономкласса, соответственно, цены ниже. И все же место для железного коня — недешевое удовольствие, и цена на него варьируется от 400 до 500 тыс. руб. с хвостиком. На место под землей не хватает Директор краснодарского агентства недвижимости «Гудвилл» Валерия Сидорова отмечает, что львиная доля покупателей не готова вкладываться в покупку парковочных мест: — Конечно, застройщики нам предлагают продавать машино-места на парковках, но спрос на них очень невелик. Назову лишь одну цифру: 70% сделок в нашем агентстве осуществляется через ипотеку. Сейчас в основном берут жилье экономкласса. Поэтому говорить о большой покупательной способности не приходится. Люди, покупающие жилье в кредит, не готовы даже рассматривать покупку парковочных мест. В свою очередь, Ольга Долгополова разрушает стереотип об огромной прибыли девелоперов: — На самом деле парковки — это «головная боль» строителей. Они не могут не построить парковочные места. Парковку можно за- планировать наземную — тогда нужно иметь больше земли и, соответственно, больше заплатить за участок — либо подземную, что тоже весьма затратно. Создать масштабное подземное сооружение, которое способно выдержать большие нагрузки, — это сложно и дорого. И застройщики не лукавят, когда говорят, что продают парковки практически по себестоимости. Мифы об огромных прибылях застройщиков так и остаются мифами. И если бы у них была сверхприбыль, то в Краснодаре не существовало бы многоквартирных домов с перенесенными сроками сдачи в эксплуатацию. Ложная иллюзия А что касается владельцев машин, бросающих свои авто где попало, то это все-таки история не о деньгах или их отсутствии, а вопрос менталитета. Ведь каждый автомобилист, прежде чем приобрести автомобиль, должен задуматься о том, где тот будет стоять. Бесплатная парковка формирует у автовладельца ложное ощущение, что парковку ему кто-то должен предоставить. В какой-то момент свободного места около дома не оказывается… и наступает сбой программы. Тогда машину бросают на газоне или ставят на спортивную площадку. Второй момент: собственникам жилья в многоэтажке принадлежит не только их квартира, но и общее имущество дома, а в него входит и придомовая территория. Соответственно, они сами могут решать, как распорядиться этой полезной площадью. И в идеале собственники квартир должны решать на общих собраниях: организовать или, наоборот, ограничить парковку во дворе. А возможно, жильцы вообще придут к выводу и примут решение, что их двор будет без машин. Внутри дворов должны создаваться зеленые зоны, зоны для отдыха и прогулок старшего поколения и людей с ограниченными возможностями здоровья. Но прийти к такому решению должны сами собственники. Альтернатива — в аренде Эксперты видят один выход в сложившейся ситуации: повсеместно арендовать машиноместа в паркингах, расположенных на территории жилых комплексов. И такие примеры есть, но их немного. Возможно арендовать место для железного коня за 6000 руб. в месяц. В ЖК «Симфония» за 3500 руб. в месяц можно арендовать место для своего автомобиля, а приобрести его в собственность — за 1 млн руб.

Кто первый встал, того и место
© Краснодарские известия