Войти в почту

Эксперты Группы «Эталон»: Несмотря на пандемию, покупатели жилья бизнес-класса не сократили затраты на приобретение недвижимости

В период наиболее острой фазы пандемии часть экспертов прогнозировала, что спрос на жилищном рынке перераспределится в пользу более компактных и дешевых лотов. Информация о росте безработицы и снижении реальных доходов российских граждан подтверждала высокую вероятность подобного сценария. Однако исследование, проведенное аналитиками Московского территориального управления Группы «Эталон», убедительно показывает: аудитория бизнес-класса не сократила затраты на приобретение недвижимости и не экономит на комфортабельности своего будущего жилья. Влияние пандемии на строительный комплекс Москвы в целом оказалось не столь масштабным. Так, рынок бизнес-класса по-прежнему развивается в соответствии с закономерностями стандартного девелоперского цикла и сложившейся практикой ценообразования. Цена недвижимости формируется под воздействием трех основных факторов — уровень спроса, степень готовности, а также насыщенность окружающей локации инфраструктурными и рекреационными объектами, прежде всего, это станции метро, парки, детские сады, крупные развлекательные центры, различные знаковые точки притяжения. Аналитики Группы «Эталон» отмечают, что темп восстановления спроса на проекты бизнес-класса после окончания карантинных мер оказался более динамичным, чем на проекты остальных классов — показатель общего количества сделок в сегменте в июле вырос на 15% относительно июня, в то время как весь рынок в целом показал небольшую отрицательную динамику количества ДДУ -4%. Да и в целом результаты первого полугодия 2020 года оказались для новостроек бизнес-класса очень неплохими — за счет первого квартала, который по реализации был на 36% успешнее аналогичного периода 2019 года, общее количество сделок в первом и втором квартале выросло на 4,5%. Опережающее восстановление сегмента «бизнес» во многом обеспечено ротацией целевой аудитории. Часть покупателей, действительно, вынуждена была покинуть сегмент из-за уменьшения доходов или более пессимистичных прогнозов своего благосостояния в ближайшем будущем. Но этот тренд был во многом компенсирован за счет притока ипотечных покупателей, воспользовавшихся понижением ставок. Доля последних уже в июне увеличилась до 59% — беспрецедентного для бизнес-класса показателя. Помимо формирующейся «новой» аудитории столичный бизнес-класс может по-прежнему рассчитывать на интересантов из регионов. «В большинстве регионов РФ застройщики, работающие в сегментах «бизнес» и «премиум», либо не смогли пополнить местные рынки достаточным объемом предложения, либо это предложение не соответствует заявленным стандартам. То есть спрос сталкивается либо с количественным недостатком, либо с качественным. Поэтому многие владельцы бюджетов в 12-15 млн рублей ориентируются именно на столичный рынок», — говорит коммерческий директор Московского территориального управления Группы «Эталон» Василий Фетисов. Несмотря на карантинную паузу в апреле-мае, строительство жилых комплексов активно продвигается, и вместе с восстанавливающимся спросом тянет вверх цены. Свой вклад в этот тренд вносит и развитие инфраструктурной сети. Например, приближение момента сдачи новой станции метро «Аминьевское шоссе» служит одним из главных драйверов подорожания квартир в ЖК «Крылья» и остальной недвижимости в районе Раменки. Дополнительным фактором, стимулирующим рост цен в новостройках бизнес-класса, является сокращение экспозиции. По оценкам МосТУ Группы «Эталон», за год предложение потеряло примерно восьмую часть своего объема. Перечисленные обстоятельства предопределили подъем средней стоимости квадратного метра реализованных во втором квартале квартир бизнес-класса на 6% относительно первого квартала 2020 года и на 9% относительно аналогичного периода 2019 года. Тренд на дальнейший рост наблюдается и в начале третьего квартала 2020 года. Среднее значение цены реализации за первое полугодие установилось на отметке в 246 тысяч рублей, а в июле реализация лотов бизнес-класса велась по цене в среднем 258 тысяч рублей за квадратный метр без учета возможных специальных условий, например, скидок, акций и различных программ лояльности. Тем не менее, возможные экономические проблемы и повышение стоимости не заставили покупателей экономить. Так, например, средняя площадь покупаемого жилья бизнес-класса в московских проектах Группы «Эталон» увеличилась с 63,7 до 67,4 кв. метров (то есть на 5,8%). Средний бюджет квартир и апартаментов, реализуемых в розницу, прибавил 2,6 млн рублей и по итогам первого полугодия 2020 года составил 17,2 млн рублей. «Рост данных показателей — хорошая новость для бизнес-класса, — уверен Василий Фетисов. — Он подтверждает, что, несмотря на кризис, в Москве сохранился спрос на качественные проекты с многоформатным функционалом. Это надежная гарантия того, что сегменту не грозит концептуальная и технологическая деградация. Экономия носила бы однозначно злокачественную природу. Если покупатель отказался от этого пути, то, значит, и строительные компании должны последовать его примеру. Что, впрочем, не снимает задачи по оптимизации производственных, строительных и проектировочных процессов».