Войти в почту

Эксперт топливного рынка Гордеев обозначил уровень роста цен на бензин

Минэнерго оправданно не опасается резких колебаний цен бензина в 2020 году – внутренний рынок поддерживают нефтяные котировки на мировых биржах. Такое мнение ФБА "Экономика сегодня" озвучил эксперт Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Андрей Гордеев. Министерство энергетики РФ не ожидает в этом году каких-либо резких колебаний цены топлива на АЗС в связи с тем, что ситуация на рынке стабильная. Об этом рассказал заместитель министра энергетики Павел Сорокин. По его словам, динамика оптовых цен и производства "находится на удовлетворительном уровне". "Спрос восстановился на приемлемом уровне, постепенно копятся запасы на осень, а розничные цены остаются стабильными", - добавил он. "Цены на АЗС являются важным социальным индикатором стабильности рынка топливообеспечения, у нас есть уверенность, что в этом году мы не столкнемся с резкими колебаниями цен на топливо, ведь для этого созданы необходимые налоговые и регуляторные инструменты, в первую очередь демпфер, сглаживающий влияние колебания цен на мировых рынках", - считает чиновник. "Сейчас нефтеперерабатывающие заводы России вступают в период осенних плановых ремонтов, тогда как осенью традиционно возрастает потребление топлива на внутреннем рынке, - отмечает Гордеев. – Тем не менее, сформированных запасов вполне достаточно для комфортного периода прохождения ремонтов. Всплеск спроса на отдельные марки бензина был в июле и августе – из-за введения ограничений на ввоз их из-за рубежа. Но после снятия запретов спрос был постепенно удовлетворен, а отечественные НПЗ нарастили производство практически до максимального уровня. И осенью мы будем наблюдать интересную тенденцию: сокращение производства из-за плановых ремонтов будет нивелировано на внутреннем рынке снижением спроса. Ажиотажа вокруг бензина больше нет, и в перспективе никаких новый проблем не просматривается". Российские нефтяники в комфортных условиях Летом правительство ввело запрет на импорт нефтепродуктов в страну, чтобы защитить рынок РФ от дешевого топлива. Ценообразование бензина и дизтоплива в России отличается от аналогичного процесса в Европе и США – в первую очередь, за счет включения в литр горючего многочисленных акцизов. То есть государство собирает налоги с каждого проданного литра топлива. В других странах цена бензина или дизтоплива зависит от стоимости сырой нефти на мировых биржах. В условиях падения мировых цен на баррель весной этого года произведенный в других странах бензин стал значительно дешевле отечественного, потому кабмин ввел запрет на импорт. Но к этому оказались не готовы отечественные НПЗ, из-за чего возник ажиотажный спрос на стремительно сокращающиеся запасы бензина марки Аи-95. Запрет должен был действовать до октября, но был снят решением правительства в августе. Ситуация с дефицитом довольно быстро после этого разрешилась. "Сегодня ситуация на внутреннем рынке нефтепродуктов стабильная – в том числе, из-за довольно устойчивой ситуации на мировом нефтяном рынке. Он показывает колебания в коридоре $38-43 за баррель, что не создает условий для появления экспортной альтернативы – российский бензин вполне конкурентоспособен в сравнении с импортным. Кроме того, мы не должны забывать и о так называемом "нефтяном демпфере", действующем в России. В последнее время он находится на таком уровне, что отечественным компаниям приходится отчислять государству значительно меньше за каждую проданную тонну товара. А значит, финансовая нагрузка на российских производителей снизилась, работать стало комфортнее. Так что по итогам года мы увидим рост примерно на уровень инфляции – 3,5% с января по декабрь. Сейчас мы замечаем плавный рост цены без намеков на скачки или неожиданные провалы", - подчеркивает Гордеев. Перспективы 2021 года Демпферный механизм, действующий с 2019 года, призван удерживать цены на моторное топливо (бензин, дизельное топливо) внутри России на стабильном уровне. Механизм действия прост: при низких экспортных ценах на нефть российской марки Urals стоимость топлива на внутреннем рынке в рублях позволяет нефтяникам получать сверхприбыль, частью которой они делятся с бюджетом. Именно такова ситуация сегодня – бюджет зарабатывает на нефтяниках. Но еще недавно ситуация была принципиально иной. Ведь согласно демпферу, если экспортные цены на нефть высокие, государство доплачивает нефтяным компаниям, чтобы они не повышали цены на бензин и дизтопливо внутри страны. Таким образом у отечественного производителя появляется стимул поддерживать продажи на российском рынке, чтобы не возникло дефицита горючего. Более года подряд компенсации из бюджета получали российские компании. "Если смотреть на перспективу 2021 года, то некоторую неопределенность вносят прогнозы второй волны пандемии коронавируса, от которой зависят возможные новые ограничения на международную торговлю и авиаперелеты. От этого зависит спрос на нефтепродукты, а в конечном итоге эти перипетии могут сказаться на общем "самочувствии" российского топливного рынка. Несмотря на это, демпферный механизм все же себя оправдывает – пока от него требуют отказаться только "Роснефть" и несколько мелких игроков. Если потребление в Европе будет восстанавливаться, российские компании нарастят экспортные поставки, но и внутренний рынок "сухим" не останется. Так что на сегодняшний день серьезных колебаний цен не предвидится – скорее всего, и в 2021 году мы увидим стабильную ситуацию с горючим - рост его стоимости на уровень годовой инфляции", - заключает Андрей Гордеев.

Эксперт топливного рынка Гордеев обозначил уровень роста цен на бензин
© ФБА "Экономика сегодня"