Власти и эксперты выступили за маркировку алкогольной продукции

Минпромторг предложил упорядочить рынок алкогольной продукции и ввести в отрасли цифровую маркировку — по аналогии с той, что уже есть для лекарств, обуви, сигарет и шуб, пишет Лента.ru. По мнению чиновников, это позволит защитить отечественного потребителя от некачественной и контрафактной продукции. Впоследствии эксперимент с пивом предполагается распространить и на все алкогольные напитки. Алкогольная индустрия, по оценкам аналитической компании Nielsen, занимает пятую часть рынка товаров повседневного спроса в России. При этом пивной рынок в 2019 году вырос — второй год подряд. Но сейчас даже сами крупные пивовары стали признавать, что на рынке пива не все так хорошо и очень много контрафактной и нелегальной продукции. По данным Росалкогольрегулирования, в 2019 году из 1295,2 тысячи декалитров алкоголя, которые были проверены службой, почти 40 процентов были признаны находящимися в нелегальном обороте. Объем нелегального пивного рынка оценивается в 5−12 процентов в зависимости от региона, а потери бюджетов от неуплаченных налогов — до 22 миллиардов рублей в год, сообщили «Коммерсанту» в Минпромторге. При этом пиво от другой алкогольной продукции отличается тем, что на него акцизные марки не наносятся. В регионах же жалуются на снижение официального производства и рост нелегального оборота пива. Международный опыт показывает, что поступления в бюджет от легализации этого рынка в среднем увеличиваются на 15−20 процентов. В Минпромторге отметили, какой положительный эффект даст полное «обеление» рынка для легальных производителей — их прибыль вырастет на 2,5−3 миллиарда рублей в год, будет создано до 1,7 тысячи новых рабочих мест. При этом практика внедрения маркировки в других отраслях показала, что рост себестоимости продукции не превышает 1,5 процента, что позволяет внедрить маркировку без роста цен для покупателей. Ни в одной из категорий товаров цены в России из-за маркировки не выросли, отмечают эксперты. Это обеспечивается тем, что добросовестные компании получают дополнительные прибыли после исчезновения их «серых» конкурентов, а само внедрение системы не требует серьезных затрат. Для малых и средних производителей они могут составить от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей, что сопоставимо с плановыми инвестициями компаний в свое производство. Издание отмечает, что пивовары идею маркировки не поддержали, заявив, что в их отрасли нет проблем с нелегальной продукцией. В отличие от них, эксперты, как и власти, маркировку пива и алкогольной продукции считают необходимой. «Понятно, что в маркировке есть много плюсов — в легальное поле выводятся сегменты, где до сих пор значительна доля нелегальной продукции. Это выгодно и для добросовестного бизнеса, и для государства с точки зрения формирования официальной налогооблагаемой базы. А для потребителей формируется поле безопасности с маркированной качественной продукцией», — заявил зампред комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Дмитрий Сазонов, которого цитирует «Парламентская газета». Руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин в разговоре с RT подчеркнул, что на рынке пива в настоящий момент есть очень много контрафактной и нелегальной продукции. Решить эту проблему поможет маркировка, предложенная Минпромторгом, считает эксперт и отмечает, что сейчас до половины продукции находится в теневом обороте. 9 сентября в ходе встречи президента Владимира Путина с членами правительства глава Минпромторга Денис Мантуров предложил упорядочить рынок алкогольной продукции и ввести там цифровую маркировку, а начать эту работу с пива, напоминает Газета.ru. «Из пока не затронутых экспериментами позиций считаем важным зайти с маркировкой в сегмент алкоголя, чтобы защитить нашего потребителя. Это важно, поскольку данная сфера особенно подвержена контрафакту и фальсификату. Мы предлагаем начать с пива и дальше масштабировать проект на другие алкогольные напитки», — сказал министр.