Эксперт: бюджет и инфраструктура российских регионов могут быть не готовы к реновации

МОСКВА, 21 сентября. /ТАСС/. Бюджеты многих муниципалитетов, если на них будет возложено финансирование реновации, не смогут потянуть ее реализацию. Кроме того, инженерная инфраструктура в некоторых регионах РФ может быть не готова к массовому обновлению жилья, считает генеральный директор Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК), эксперт тематической площадки ОНФ "Жилье и городская среда" Николай Алексеенко. Ранее группа сенаторов и глава комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев внесли в Госдуму законопроект, который дает возможность проводить реновацию во всех регионах РФ при согласии 2/3 собственников квартир в многоквартирном доме. "Одним из основных вопросов является фондирование всего этого, особенно без учета средств федерального бюджета. С этим явно в дальнейшем возникнут вопросы, особенно если все в итоге ляжет на плечи муниципалитетов, у которых бюджеты зачастую меньше стоимости даже одного дома. С технической стороны возникают опасения, что в регионах инженерная инфраструктура может быть не готова к таким программам", - сказал Алексеенко ТАСС. По его мнению, федеральный регулирующий закон должен быть, скорее, рамочным, общим, чтобы он давал возможность принимать решение о реновации дома именно гражданам, а не наделял серьезными полномочиями местные власти, "открывая тем самым ящик Пандоры". При этом эксперт призвал в первую очередь наладить качество выявления аварийного жилья, чтобы оно попадало в уже существующую программу расселения. "С этим сейчас реальная проблема - зачастую получается, что по всем признакам дом является ветхим либо аварийным, но местные власти по различным причинам его игнорируют. Эти кейсы довольно часто всплывают на прямых линиях с президентом. Для регионов это более существенный вопрос", - отметил Алексеенко. Капремонт или снос До того, как говорить о правовом регулировании всероссийской реновации, Минстрою России необходимо собрать информацию о потребности субъектов России в предлагаемых механизмах реновации, считает эксперт тематической площадки ОНФ "Жилье и городская среда" Павел Склянчук. "Последние годы активно ведется дискуссия о ветхости жилья. Фонд ЖКХ недавно разработал критерии признания домов ограниченно работоспособными. Появление законопроекта о всероссийской реновации является естественным продолжением проводимой государственной жилищной политики. Если федеральный закон будет принят, но не будет работать, то это не решит проблемы ветхого жилья. Останется два пути - проводить капитальный ремонт или признавать аварийным и сносить", - сказал он ТАСС. По словам эксперта, срок эксплуатации многоквартирных домов раньше в среднем составлял 50-70 лет, сейчас - 80-100 лет. Склянчук напомнил, что государство запустило единую программу сноса аварийных домов с 2008 года, в 2014 году была создана система региональных операторов капитального ремонта, в нее были включены дома, в которых проживают почти 100 млн человек. "В 2017 году Москва предложила новую схему работы со старыми домами - реновация. Были в пилотном режиме апробированы механизмы предоставления равноценного, равнозначного жилья и денежной компенсации. В целом программа нормально реализуется", - добавил эксперт. Как отмечают авторы законопроекта, при его подготовке за основу в части правового регулирования как раз была взята "успешно реализуемая с 2017 года в Москве программа реновации". Регионы наделяются "полномочиями по определению порядка формирования и утверждения адресных программ, а также технических характеристик многоквартирных домов, которые могут быть включены в указанные программы". В пояснительной записке к документу отмечается, что изменения в закон позволят усовершенствовать институт комплексного развития территорий, а также механизм расселения ветхого и аварийного жилья. В частности, к территориям комплексного развития предлагается отнести земельные участки, которые как минимум наполовину состоят из промышленной зоны или заняты аварийным или ветхим жильем.