«Все это может парализовать продажу зимних шин»: продавцы авторезины бьют тревогу

В разгар замены летней резины на зимнюю стала обязательной маркировка шин и автопокрышек. Опрошенные KONKURENT.RU производители и дистрибьюторы шин усомнились в эффективности такой меры и предупредили о возможных проблемах с поставками.

«Все это может парализовать продажу зимних шин»: продавцы авторезины бьют тревогу
© Konkurent.ru

Маркировка шин вводится в три этапа. На первом возможна продажа немаркированной продукции в обычном порядке. На втором этапе, с 15 декабря, продажа шин допускается исключительно в маркированном виде, но разрешено хранение немаркированных. С 1 марта 2021 г. хранение шин допускается исключительно в маркированном виде.

При этом исключение составляют велосипедные и авиационные шины, резиновые камеры, ободные ленты, взаимозаменяемые протекторы, а также восстановленные и б/у шины — для них правила торговли прежние.

«Рынок входит в маркировку поэтапно: сначала вовлекаются производители и крупные импортеры, за ними в маркировку входят компании оптового и розничного звена», — прокомментировал Кирилл Волков, руководитель товарной группы «шины» Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор маркировки).

По его словам, в настоящее время в системе насчитывается уже более 7,5 тыс. участников. До 1 ноября было промаркировано более 17 млн шин, а в оборот введено более 5,5 млн шин с маркировкой.

Теперь производители и импортеры автомобильных шин обязаны маркировать всю новую продукцию, оптовики — передавать информацию о перемещении и продаже товара в государственную информационную систему (ГИС), а ретейлеры — фиксировать продажи в системе «Честный знак». Согласно закону, на шины необходимо наносить индивидуальный код DataMatrix, представляющий собой последовательность из 75 букв и цифр. Если такая маркировка будет отсутствовать, то товар автоматически становится контрафактным, за что продавец или поставщик несет административную ответственность.

Так, за изготовление шин без маркировки или с нарушениями юридическому лицу грозит штраф 50–100 тыс. руб., предпринимателям или должностным лицам — 5–10 тыс. руб. Хранение, перевозка, реализация и приобретение с целью сбыта изделий без «марок» карается штрафом 50–300 тыс. руб. для юрлиц и 5–10 тыс. руб. для предпринимателей или должностных лиц.

В ЦРПТ уверены, что причин для затруднений с продажей зимних шин не будет. «Во-первых, маркировка шин не стала сюрпризом для отрасли: пилотный проект, в ходе которого компании должны были подготовиться к обязательным требованиям, шел с 20 июня 2019 г., то есть у компаний было полтора года, и многие заранее перешли на работу с маркированной продукцией. Во-вторых, до 15 декабря автосалоны, магазины, дилеры смогут продавать немаркированные шины, которые были произведены или завезены до 1 ноября. Это запасы, которые сформированы как раз для массовой смены летних шин на зимние», — поясняют в центре.

Однако представители розницы пока к процессу маркировки относятся весьма пассивно. Оно и понятно: на сегодняшний день обязательной маркировка стала для производителей и крупных импортеров — шины с «маркой» еще не поступают в розничные точки, поэтому проблемы «на месте» не успели вскрыться.

Андрей Карпенко, генеральный директор ООО «Шина25.ру»: «С 1 ноября маркировка шин и автопокрышек стала обязательной для производителей и импортеров. В ретейл-сегменте пока идет процесс подготовки, и до 15 декабря осуществляется маркировка шин, ввезенных в Россию после 1 ноября, но приобретенных до этой даты. То есть до 15 декабря мы имеем право реализовывать немаркированные шины. Пока к нам не поступают шины с маркировкой. Безусловно, процесс подготовки идет: готовим торговую базу, настраиваем «1С: Предприятие», находимся в процессе подбора и закупа нужного оборудования».

Рынок шин цикличен, и продукция завозится заранее, поэтому зимние шины начали поступать на склады еще летом. Проблемы могут возникнуть, потому что вообще весь механизм маркировки пока до конца не понятен.

«Все продавцы в одинаковом положении. Мы ничего не знаем, — рассказывает на условиях анонимности представитель одной из компаний по продаже шин, автопокрышек и дисков во Владивостоке. — Официальные представители компании-производителя не могут сказать, что дальше будет, как это все будет происходить. А что мы можем спрогнозировать?»

«Не думаю, что ситуация, которая произошла на фармацевтическом рынке из-за введения маркировки, ожидает и нас. Шины — это все-таки не жизненно необходимый товар, в отличие от лекарств, — считает Андрей Карпенко. — Думаю, научимся работать с системой «Честный знак». Сегодня все зависит от того, как сработают изготовители: как настроят логистику, поставку, как мы будем принимать товар, какими документами это будет подтверждаться. Пока к худшему не готовимся, в процессе изучим все нюансы. Мне кажется, благодаря введению маркировки с рынка уйдут «серые» продавцы. Но насколько это введение будет проблематичным для честных продавцов, пока сказать сложно — время покажет».

Производители тем временем уже бьют тревогу. В АО «Кордиант-Восток» сообщили, что к ноябрю, по их оценке, около 70% участников оптово-розничной цепи не будут готовы к работе с маркировкой из-за отсутствия необходимой IT-инфраструктуры. При этом все плановые сроки по внедрению подобных систем у участников оптово-розничной цепи в 2020 г. постоянно сдвигались из-за пандемии коронавируса и сопутствующих ограничений в работе.

В октябре крупные игроки рынка подготовили письмо президенту Российской Федерации Владимиру Путину, где детально описали многочисленные риски, из-за которых продажи зимних шин конечным потребителям могут остановиться в ноябре 2020 г. Кроме того, есть ряд факторов, которые дополнительно осложняют работу.

Во-первых, это несовершенство системы электронного документооборота (ЭДО), а также отсутствие стабильно настроенного соединения между разными операторами ЭДО. Во-вторых, отсутствие понимания принципов описания остатков на складах, мелкого опта и розничных точек. Еще одна проблема — наклейки, на которых отражен код DataMatrix, просто-напросто отваливаются от шин.

«От 20 до 50% наклеек отваливаются от шины даже при маркировке на производстве, не говоря о маркировке остатков розничной точкой. Проблема с отсутствием адгезии клеевого слоя на наклейке и шины на текущий момент не решена ни у кого на рынке: изыскания ведутся с начала эксперимента — с 2018 г. Наклейки не держатся на шине из-за оклейки остатков в холодное время года на складах без отопления, что влечет за собой потерю индивидуального кода во время перевозки или отгрузки между участниками. При этом единой работающей системы восстановления наклеек просто не существует», — поделились в пресс-службе АО «Кордиант-Восток» и АО «Омскшина».

На текущий момент из 13 тыс. участников всей товаропроводящей цепочки продавать через ЭДО, в том числе остатки, готовы 600 участников (крупные оптовики), причем также в полуручном режиме. «Все это может парализовать продажу зимних шин. А с учетом того, что во многих регионах установилась холодная погода, ситуация ставит под угрозу безопасность дорожного движения и, как следствие, жизни автомобилистов и пешеходов», — подытожил представитель АО «Кордиант-Восток».