Выжигающий фальшь. Как рязанский писатель-фронтовик не побоялся раскритиковать советскую власть и что ему за это было

Всё началось с Есенина

Выжигающий фальшь. Как рязанский писатель-фронтовик не побоялся раскритиковать советскую власть и что ему за это было
© 62info.ru

Михаил Лобанов появился в семье Петра и Екатерины Лобановых (в девичестве Конкиной). Вскоре родители с двумя маленькими детьми (его брат на два года младше Михаила) переехали жить в дом бабушки по матери в деревне Малое Дарьино Спас-Клепиковского района. Когда Михаилу было пять лет, умер отец, но о детстве в деревенском доме у будущего литературоведа остались самые тёплые воспоминания. Он рассказывал, что на чердаке стоял плетёный сундук с книгами дедушки Анисима, сделанный им самим.

«Выбрав книгу и устроившись поудобнее на сундуке, я начинал читать… Однажды я открыл книжку с тонкой серой обложкой, которая называлась „Народный университет на дому“, и напал на стихи, ошеломившие меня с первых же слов. Я замер, читая их. Поэт, написавший эти стихи, был Сергей Есенин», — писал он.

Влияние матери

В начале 1936 его мама снова вышла замуж, и семья переехала к отчиму в общежитие Екшурской фабрики. Отчим был вдовцом с пятью детьми, потом появились ещё четверо совместных. Михаил Лобанов называл маму истинной праведницей. На её руках было одиннадцать детей, она вырастила всех. И они, уже взрослыми, всегда называли ее мамой. Писатель вспоминает, что женщина никогда не сидела без дела. «И только со временем я по-настоящему понял, что держало ее в жизни, непосильной для других… Всему она радовалась…», — вспоминал Михаил Лобанов.

Эта история больше отдавать, чем брать, началась ещё в детстве. Михаил Лобанов учился в Екшурской средней школе Клепиковского района, и в 1938 году его как ученика одной из лучших школ РСФСР наградили путёвкой в «Артек». Он отдал её дочери отчима Нине, которая болела костным туберкулёзом.

Первые рассказы его опубликовали ещё в восьмом классе. Они появились в районной газете «Колхозная постройка»: «Сон», «Из дневника лентяя», «Случай в библиотеке», «Срезался».

Из школы на фронт

10 января 1943 года из десятого класса Михаила Лобанова призвали в армию. Он прошёл пулемётные курсы в Башкирии и направился на Брянский фронт. Участвовал в боях на Курской дуге. Через некоторое время его ранило осколком мины и он получил контузию.

После ранения и трёх месяцев лечения его признали негодным к службе, но он получил Красную Звезду и орден Отечественной войны I степени, награждён медалью «За победу над Германией» и другими знаками отличия.

Лобанова зачислили без экзаменов на филологический факультет МГУ. После он работал в Рос тове-на-Дону в газете «Молот», писал рецензии, заметки, статьи. Потом было обострение туберкулёза лёгких, переезд в Москву, работа над диссертацией о творчестве Леонова и вступление в Союз писателей СССР. Он регулярно печатался в журнале «Молодая гвардия» с острыми публицистическими статьями.

Критика советской власти

Одной из самых обсуждаемых была статья Лобанова «Освобождение», поводом для которой стал выход романа «Драчуны», где рассказывалось о голоде 1933 года в Поволжье. Михаил Петрович в своей статье назвал причиной голода процесс раскрестьянивания. Она наделала очень много шума, партийцы не смогли спать спокойно, пока главного редактора журнала, поэта Николая Палькина, не уволили с работы, а Лобанову запретили публиковаться.

Литературовед Вадим Кожинов писал, что эта статья — «одно из самых важных духовных событий за двадцатилетие „застоя“. Читая семь лет спустя Михаила Лобанова, я испытывал, помимо всего прочего, чувство великой радости от того, что честь отечественной культуры спасена, что открыто звучит её полный смысла и бескомпромиссный голос — хотя, казалось бы, в тогдашних условиях это было невозможно».

Эта статья была попыткой одиночки без глобальных потрясений разрешить, «разминировать» внутренние проблемы, закопанные глубоко в истории. Лобанов приравнял трагедию коллективизации к трагедии гражданской войны и осудил революционную ломку многовекового опыта русского крестьянства.

Сам он подчёркивал, что истинную культуру питает дух героической жертвенности: «Один жизненный факт способен выжечь вокруг себя книжную фальшь, один пример человеческого подвига может стать животворящим ферментом для культуры».

Михаил Лобанов и Рязань

Михаил Лобанов охотно посещал Рязань, выступал в Доме политического просвещения обкома КПСС, во Дворце культуры станкозавода. Он поддерживал связь с родной землей, переписывался с сотрудниками Клепиковской районной библиотеки и музеем Клепиковской школы № 1, присылал свои статьи и книги с дарственными надписями.

Рязанец умер 10 декабря 2016 года, его похоронили на Хованском кладбище Москвы рядом с матерью. Спустя три года Екшурскому сельскому Дому культуры Клепиковского района присвоили имя Михаила Лобанова.

Ранее 62ИНФО напомнил имена рязанского психолога Николая Рыбникова и святого Серафима.

Ирина Орлова