Войти в почту

«Маловато будет» — топ-менеджеров «Почты России» больше не мотивирует зарплата в 500 тысяч

А если учесть, что еще 22% респондентов указали в качестве важного мотиватора премии, бонусы и 13-ю зарплату, то получится, что материальный фактор — самый важный для 83% участников опроса.

«Маловато будет» — топ-менеджеров «Почты России» больше не мотивирует зарплата в 500 тысяч
© Финансовая газета

На втором месте по значимости для наших соотечественников — удобный график работы и большие возможности для карьеры: за это проголосовали по 34% респондентов. На третьем месте — 26% — масштабные и интересные задачи.

Впрочем, судя по всему, ни денег, ни интересных задач нет у руководителей госкомпании «Почта России», которые, за то, чтобы им вернули интерес к работе, готовы заплатить 3,5 миллиона рублей британской компании Ernst & Young. Как указывается в техническом задании, размещенном на сайте госзакупок, перед «спасителями» стоит задача «по определению мотивации членов правления, <...> направленной на повышение заинтересованности и эффективности работы в реализации поставленных целей и задач» — требуется разработать систему вознаграждений для топ-менеджеров и определить размер их фиксированного оклада.

Более того, была придумана специальная должность «главный специалист направления мотивации (C&B)», а вакансию разместили на портале HH. Сколько денег в госкомпании готовы потратить на такого работника — непонятно: зарплата на сайте не указывается.

Справка «Фингазеты»

В состав правления «Почты России» входит 13 человек, включая генерального директора Максима Акимова, который возглавил госкомпанию сравнительно недавно — в феврале текущего года, а ранее являлся вице-премьером в правительстве Дмитрия Медведева.

Согласно годовому отчету госкомпании по итогам 2019 года на вознаграждение топ-менеджеров было направлено 74 миллиона 649 тысяч рублей. Таким образом, на каждого из членов правления пришлось в среднем по 5,7 миллиона рублей в год, или по 478 тысяч рублей в месяц.

«У большинства людей, которые читают эту новость, в голове лишь одно цензурное слово — “зажрались”. Особенно учитывая, что работа члена правления — это не самая энергозатратная история. Возможно, эти граждане привыкли получать другие деньги в других компаниях, но им стоит понять, что поменять их большой проблемы не составит. А заявления о том, что с доходом в шесть миллионов рублей человеку не хватает мотивации, только закапывают репутацию организации все глубже», — говорит эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский.

Действительно, за последние годы репутация «Почты России» существенно пошатнулась. У всех на памяти скандал, когда в 2017 году Генеральная прокуратура признала обоснованным возбуждение уголовного дела в отношении руководителя департамента Минкомсвязи Ирины Лаптевой о многомиллионных выплатах тогдашнему главному почтмейстеру Дмитрию Страшнову, которому за 2014‒2015 годы только в качестве зарплаты выплатили 46 миллионов рублей, а кроме нее — премию в размере свыше 82 миллионов.

Летом 2017-го на волне расследований Страшнов ушел, а пост гендиректора занял Николай Подгузов, который уже в конце того же года приобрел себе суперэлитное жилье в центре Москвы. Как подсчитали тогда журналисты, покупка обошлась в 15 миллионов долларов, или в сумму, превышающую миллиард рублей по курсу того времени. И это при том, что чистая прибыль «Почты России» все за тот же 2017-й составила всего лишь 758 миллионов рублей, да и то с учетом субсидий от государства.

Кстати, это не помешало господину Подгузову призвать на помощь власти: в августе прошлого года в концепции «Центры притяжения» на 2020–2027 годы госкомпания запросила из бюджета около 85 миллиардов рублей. Правда после критики проекта все затихло, а судьба документа неизвестна.

Впрочем, не стоит отрицать, что в условиях развития цифровых коммуникаций «Почте России» приходится несладко. Тем не менее, после нескольких не самых удачных лет работы с точки зрения экономики по итогам 2018-го госкомпания показала существенный результат — выручка и чистая прибыль достигли 190 миллиардов рублей и 2,7 миллиарда соответственно. А в прошлом году, в сравнении с 2018-м, выручка увеличилась на 9% и достигла 206,86 миллиарда рублей, а чистая прибыль выросла на 14% и составила более трех миллиардов.

Таким образом, как полагает Алексей Кричевский, у «Почты России» теоретически есть все возможности стать полноценной экосистемой и спокойно конкурировать с другими многофункциональными платформами типа «Сбера», холдинга АФК «Система», «Яндекса». Однако хребет начинаниям ломает слишком большая привязка к бюджетным деньгам.

«Стоит напомнить, что одной из причин разрыва партнерства между “Яндексом” и Сбербанком была как раз излишняя забюрократизированность. Ресурсы “Почты России” позволяют создать действительно сильную прибыльную компанию с последующим выходом на IPO, но в ближайшие лет 10‒15 мы этого не увидим. Это следствие привязки к государственным средствам и максимально неэффективного менеджмента, несмотря на смену руководства»

Казалось бы, вывести компанию из прорыва, создать на ее основе мощный маркетплейс — чем не мотивация? Но, судя по всему, российские почтмейстеры так не считают: им нужны деньги.

Невольно вспомнился старый анекдот: «Доктор, дайте мне таблеток от жадности. Да побольше, побольше»…