В хорошие руки. Как спасение деревянного дома в Рязани стало прецедентом для всей страны

Совет для губернатора

В хорошие руки. Как спасение деревянного дома в Рязани стало прецедентом для всей страны
© 62info.ru

Передача подобных зданий общественникам — это исполнение федерального законодательства о наделении некоторыми государственными полномочиями общественным объединениям.

Ещё в июле губернатор Николай Любимов поручил не допустить разрушения деревянных домов в центре города. Они вошли в специальный список зданий, которые подлежат охране в рамках принятого постановления о статусе Рязани как исторического поселения.

Учитывая большой общественный резонанс и интерес к истории, глава региона также предложил создать совет по сохранению культурного наследия. В него вошли учёные, деятели культуры, священнослужители, строители и другие специалисты. Уже на первом заседании в ноябре совет начал активно изучать возможности сохранения и использования исторических зданий и другие подобные вопросы.

Памятник = зодчество, зодчество ≠ памятник

Охранный статус получают объекты, историческая, научная или культурная ценность которых признана государством. Действует принцип: каждый памятник — зодчество, но не каждое зодчество — памятник. Бюджетные ограничения не позволяют одновременно отреставрировать все объекты культурного наследия. Арендатор же будет обязан реконструировать здание за семь лет: два года даётся на разработку проектной документации и пять — на её воплощение в жизнь.

Дом №14 на Семинарской — объект культурного наследия регионального значения XIX века. И он оставил след в истории не только как свидетель нескольких эпох, но и как первое в области здание — объект наследия, которое передали общественникам: на 49 лет его арендовало региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры — как раз для того, чтобы сохранить.

Такая практика существует уже в нескольких городах России. Например, в Томске и Нижнем Новгороде, но там в основном фигурируют инвесторы, изначально настроенные на коммерциализацию объекта. А у нас всё вышло по-другому.

Дом три года охраняли за идею

Дом Овсянникова — единственное расселённое по программе аварийного жилья здание в Рязани, которое не разграбили. Члены ВООПИК бесплатно охраняли его три года: подвели электрический кабель взамен старых гнилых проводов, установили электросчётчик, замки и охранную сигнализацию. Активистам важно сохранить исторический облик Рязани.

Сейчас идёт пересмотр типового договора между арендатором и арендодателем (мэрией) — и это прецедент для всей страны, рассказал 62ИНФО руководитель рязанского отделения ВООПИиК Андрей Петруцкий. Новое соглашение будет более выгодно арендатору: станет проще и эффективнее нести охранные обязательства. Основная задача — создать благоприятные условия для прихода инвесторов в историческую недвижимость, понизить их риски и одновременно обеспечить сохранность ценных зданий.

«Мы предлагаем убрать излишние основания расторжения договора по инициативе арендодателя, внесудебное досрочное расторжение договора. В случае же досрочного расторжения договора по инициативе арендодателя предлагаем возможность арендатора истребовать стоимость совершённых улучшений», — поясняет Андрей Петруцкий.

По его словам, охранные обязательства придётся нести все 49 лет и далее. В течение двух лет сделают проект приспособления здания для современного использования — с этим помогут московские реставраторы. Затем в течение пяти лет необходимо отреставрировать здание. Через семь лет с момента аренды, если её условия не выполнят, здание — по текущим правилам — заберут без выплаты компенсации арендатору за проделанную работу.

Кто в теремочке живёт

Дом изначально строился и использовался как доходный, там было четыре квартиры. Сам Овсянников занимал две: в одной жила его семья, а во второй находился модный дамский магазин и мастерская нарядов с примерочной. Пожить до революции 1917 и после там успели и военные, и дворяне, и мещане, и купцы, был даже кабинет дантиста.

Теперь в Доме Овсянникова планируют открыть народную школу резьбы по дереву, реставрации старинной мебели, изготовления наличников, которыми славился Рязанский край, а также швейное ателье (такая отсылка к мастерской дамских нарядов).

На втором этаже может разместиться музей купеческого быта и истории доходных домов Рязани. Если это удастся, зданием будет примечательным не только снаружи, но и внутри.

Даже образцово отреставрированный дом без музейного использования нежизнеспособен. Здание нужно охранять, поддерживать порядок на территории и своевременно ремонтировать. Памятник можно спасти от разрушения, только если у него есть хозяин.

Ирина Орлова