Поскольку в этом году писем и звонков от читателей поступило немало, мы продолжаем публиковать ответы на наиболее массовые и интересные для других омичей вопросы.

Спорный домофон
© Новый Омск

Третьим по количеству обращений после платы за мусор в пустых квартирах и домах и нового «оброка» в виде комиссионных банку и почте при оплате квитанций за коммунальные услуги неожиданно для автора стали жалобы на продолжающееся начисление платежей за домофон в квартирах, которые не оборудованы этим устройством. Неожиданным потому, что, как пишет одна из авторов подобного обращения 86-летняя Наталья Васильевна Адилова, проживающая в доме по ул. Краснопресненской, 1: «Я постоянная читательница вашей газеты, ни единой среды не пропустила, покупаю вашу газету и читаю от корки до корки и много узнаю полезного». Приятно читать такое мнение читателей, но ещё приятнее было бы, если бы большинство, кто читает наши материалы по ЖКХ, просто вырезали бы этот листик и складывали в папочку. А когда придёт нелёгкий час борьбы за свои права - достали нужный материал и, например, подготовили грамотную жалобу прокурору. Дело в том, что в завершившемся году мы дважды подробно писали на эту «домофонную» тему - смотрите номера 13 от 25 марта и 16 от 15 апреля (они есть в любой библиотеке и на сайте газеты в интернете).

Ещё раз пишу крупными буквами: У КОГО НЕТ ДОМОФОНА - НЕ ПЛАТИТЬ.

Нет трубки - нет оплаты

Только чтобы потом меня не переиначивали. Не платить может тот, у кого вообще технически нет и не было трубки, а не тот, у кого она сломалась или человек просто не пользуется.

Но давайте вернёмся к письму Натальи Васильевны - вот как она описывает свою проблему. «Я живу на первом этаже, домофоном не пользуюсь, так как в нём не нуждаюсь. Когда его в доме проводили, ходили спрашивали, будете ли ставить домофон, я ответила, что он мне не нужен. Договоров я никаких не подписывала, и вдруг мне в октябре 2020 года приходит уведомление на оплату домофона за обслуживание да ещё и задолженность. Спрашивается, с каких щей? Да ещё пугают судом. Считаю, что имею право не оплачивать и никаких долгов у меня нет. Копию уведомления прилагаю».

Конечно, понимаю пожилых и просто впечатлительных людей, которые в отличие от меня не бывают постоянно в судах. Со времён Советской власти большая часть населения среднего и старшего возраста считает, что раз пришла квитанция - значит, жилец должен. Очень радует, что в данном случае Наталья Васильевна понимает, что, если пришёл счёт с долгом, это далеко не значит, что долг есть на самом деле.

Общие вопросы

Мы ответим ещё раз про домофон, но прежде несколько абзацев для продвинутых читателей, чьим вниманием очень дорожу, тем более что нас читают и в других городах.

Вопрос-то про счета-квитанции и долги общий, он не только домофона касается. Давайте для себя уясним несколько вещей, и тогда в подобных ситуациях вы будете легко и быстро ориентироваться.

Во всех правовых вузах (если это только не коммерческая обманка, так как теперь юристов готовят всюду в непрофильных учебных заведениях) на первом курсе изучается наука, которая вроде бы не имеет прямого отношения к работе следователя, прокурора, оперативного уполномоченного, - логика называется. Это, если упрощённо, наука о правильном мышлении, последовательном выражении своих мыслей. Ну, помните Конан Дойля с его Шерлоком Холмсом, методами дедукции и индукции. А основоположником этой науки считается древнегреческий учёный Аристотель. Любой юрист в суде логически, то есть последовательно выстроенными аргументами, добивается положительного для своего подзащитного решения судей.

Давайте и мы будем нанизывать один аргумент на другой и успокоим Наталью Васильевну и иных наших читателей, чтобы больше не возвращаться к этому вопросу (но, опять подчёркиваю, нижеприведённые рассуждения касаются любой квитанции и долга).

Во-первых, мы должны понять, что такое долг в юридическом смысле. Если я приду к соседу и вот просто так скажу, что он должен мне 100 рублей, - это будет долгом соседа? Наверное, нет. Долг в юридическом смысле должно подтвердить государство - то есть суд. Запомните первое: что долг - это только то, в отношении чего есть решение суда. Вот почему всегда советую при выявлении брака типа протекания кровли и тому подобного не ждать доброго отношения от подрядчика, а идти в суд. С исполнительным листом доброе отношение проявляется быстрее. То есть рассуждаем дальше логически - получается, что без решения суда сама по себе счёт-квитанция не является документом о долге. Это только предположение лица, её отпечатавшего. Можете так же купить принтер, отпечатать счёт-квитанцию и отправить её «Модусу», что он должен вам эти 250 рублей. Правовое значение вашей бумажки ровно такое же, как и их бумажки - никакое.

Теперь два главных правовых утверждения или постулата. Какой самый главный кодекс в цивильном праве? Гражданский, скажет продвинутый читатель и будет прав - все другие кодексы, включая Жилищный, на нём основываются и не могут ему противоречить. Нас в ГК РФ будет интересовать статья, которая в принципе устанавливает, а когда вообще у лица (человека или организации) появляются обязательства, в том числе денежные. Это изложено в статье 307:

«1. В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определённое действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т. п., либо воздержаться от определённого действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

2. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе».

Проверяем основания

Весь перечень иных оснований, касающихся граждан, изложен в статье 8 ГК РФ (нумерация по статье):

«1.1) из решений собраний в случаях, предусмотренных законом;

2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий».

Вот и пошли тупо по порядку.

Договор лично вы заключали? Нет, если верить автору письма (в уведомлении, правда, указано, что заключён договор № 8-592).

Вред причиняли? Например, поджигали домофон или проволоку воровали? Нет.

Неосновательно обогащалась? Может быть, Наталья Васильевна сняла с двери домофонное устройство, установила его на соседний подъезд и стала с жильцов деньги брать? Тоже нет.

А теперь гвоздь программы - есть ли решение общего собрания собственников в доме о заключении договора с «Модусом»? Только не путать решение собственников с тем, что в кабельных операторах и в домофонных фирмах пытаются вместо этого подсунуть - опросный лист. Такой лист - это не решение собрания: там должен быть протокол собрания, бланки решений и так далее. Ничего этого, кроме редких случаев, у домофонщиков нет, а значит, и решения собрания тоже нет.

Про судебное решение, полагаю, всем читателям понятно.

Наконец - что означает пункт 9? А означает он наступление какого-либо юридически значимого события, вследствие которого у вас появляются новые права и обязанности. Например, это рождение ребёнка, когда родители теперь обязаны его содержать, или повестка в военкомат, когда гражданин должен отправиться служить Родине, и тому подобное.

Таким образом, ни одно из законных оснований Гражданского кодекса не позволяет однозначно сказать, что у вас есть долг. Как правило, в подобных спорных случаях коммунальные службы привязывают сюда пункт о незаконном обогащении, так как остальные вообще и близко не подходят. Обогатиться Наталья Васильевна могла одним способом - бесплатно получая данную услугу - «на халяву», так сказать.

Но и тут нам в помощь Гражданский кодекс и Закон «О защите прав потребителей». Как указано в статье 781 ГК РФ: «1. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг». Поскольку в другой статье ГК РФ - статье 161 ГК РФ - указано, что сделки «1. Должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения: 1) сделки юридических лиц между собой и с гражданами», ситуация простая: если предъявляет «Модус» или любое другое лицо в аналогичной спорной ситуации договор с моей подписью (которую в случае сомнения я могу в суде подвергнуть экспертизе), то я должен заплатить однозначно. Надо было думать, когда подписывал договор или потом идти писать заявление и отказываться от договора. А нет договора - нет и обязательств.

Из этого ещё одно простое правило. Вот у меня дома одна папка - все технические паспорта на приборы учёта (об этом в следующем номере), другая папка - свидетельства о собственности на имущество, третья папка - подписанные мною договоры любого вида.

Нюансы

И последнее. В отношении именно домофонов есть ещё одна немаловажная деталь, о которой мы уже писали. Вот никто же не приходит к вам с уведомлением о долге за лифт или мусоропровод - это всё составляющие одной жилищной услуги: содержание жилого помещения в многоквартирном доме. Домофон в силу требований федерального законодательства - тоже жилищная услуга, а не услуга связи (как телефон или кабельное ТВ). Просто именно в Омске сложилось так, что «Модус» и «Факториал» создали свои компании раньше, чем вступил в силу Жилищный кодекс. Обслуживаются домофоны без претензий, и никто особо ничего не стремится менять, и я в том числе. Но де-юре напрямую с жильцов деньги за эту услугу они брать не могут, кроме как на домах с непосредственным управлением и ТСН (ТСЖ, ЖСК). В домах с управлением данную услугу юридически вправе оказывать только УК, так как ЖК РФ провозгласил, что данная услуга является комплексной. А уже УК может нанять «Модус» и далее по списку - хоть «Монолит». Но квитанции имеют право выставлять только УК, а затем они уже перечислят деньги подрядчику.

Так что живите спокойно. Вы договор не подписывали, услугу вам не оказывали - что очень просто доказать в суде, раз трубки нет в квартире. То есть нет технической возможности, словами закона. И наконец, если нет решения общего собрания, то, значит, они вообще не имели права использовать общее имущество дома и оказывать данную услугу.

При таких обстоятельствах в суд никто не пойдёт. Напоминаю, что написал весной: на кого при отсутствии услуги и договора пойдут в суд - пишите или звоните, лично пойду защищать - и выиграем процесс, ещё и моральный вред с организации взыщем. Пока никто не обратился - значит, нет таких судебных споров.

Почему же домофонные фирмы рассылают такого рода квитанции? А потому же, о чём писал выше: они не являются субъектом оказания жилищных и (или) коммунальных услуг, и потому положения о больших штрафах за недостоверные счета-квитанции на них не распространяются. Сделать им ничего нельзя, кроме как пальчиком погрозить и сказать: не делайте так больше. Потому и жаловаться куда-то смысла особого нет. Аннулируют долги, а через месяц новую квитанцию с долгом получите. Так что живите спокойно, уважаемая Наталья Васильевна и другие наши читатели. А счета-квитанции я лично использую для записей - бумага хорошая, плотная.

От редакции. Ранее ответить на аналогичные вопросы читателей редакция просила и саму компанию «Модус». Отметим, что мнение домофонной организации на этот счёт прямо противоположное: мол, ключ от домофона же у человека есть, а значит, услугой он пользуется и должен платить гораздо меньшие, чем пользователи переговорных устройств, но всё-таки деньги. Чтобы поставить точку в этом споре, газета направила запрос в прокуратуру.