Как платить за мусор?

Сразу отмечу - заканчивается второй год реформы, и вопросов от людей по поводу мусора становится меньше - постепенно всё устаканивается. Честно скажу, к своему стыду, только недавно впервые побывал на автобазе «Экоса» (перевозчика «Магнита) по ул. 10 лет Октября. Впечатляет, когда ровными рядами стоят новые грузовые мусоровозы по 5-8 миллионов рублей каждый. Всюду контроль, порядок, у работников спецодежда. Разница с бендюжниками в разнокалиберных грязных шароварах дореформенных времён на старых КамАЗах с дырявыми кузовами - разительная. Но и проблем пока немерено, и главная из них - постоянные ошибки в квитанциях. Давайте попробуем понять, кто виноват и что делать, а поможет нам в этом постоянная читательница газеты Татьяна Эдуардовна, проживающая в посёлке телевизионного завода по улице Крыловской. Вот что она пишет:

Как платить за мусор?
© Новый Омск

«Мне 65 лет. Из пяти человек, которые были прописаны, муж умер в 2017 году, старший сын выписался ещё в 2012 году, другой сын не проживает вообще с 2001 года, снимает жильё. Третий сын, инвалид 1 группы, живёт со мной.

Когда стали начислять за ТКО в квитанциях ООО «Омская энергосбытовая компания», мною в сентябре 2019 года были представлены указанные выше сведения с документами, пообещали сделать перерасчёт, но не сделали, долг стал уже 7 тысяч рублей, да ещё сведения надо сдавать ежегодно, что не представляется возможным - не могу бросить сына-инвалида. На приём не записаться, ссылаются на вирус. Наконец в декабре 2020 года разрешили только сдать документы (в приёме вновь отказали). Ждала январскую квитанцию - там что-то убрали, но всё равно долг составил 3166 рублей 16 копеек. Как быть, куда обращаться?»

Чтобы не обиделись другие - таких обращений несколько, но здесь как раз попались в одном письме разные ситуации, оно удобно для ответа и анализа причин - у нас же задача не сказать, какие нехорошие «Магнит» и «Энергосбыт», а помочь людям и должностным лицам решить вопросы без излишних скандалов.

Сразу оговорюсь, как чаще всего бывает, здесь есть доля вины обеих сторон, но доказать что-либо теперь нельзя. А сейчас по порядку.

Знать, где соломку подстелить

Сначала о том, какую ошибку допустила Татьяна Эдуардовна. Понимаю, что нет у неё времени и желания читать труд на 150 листах - постановление Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», тем более что оно почти каждый год значительно изменяется. Но каждый должен чётко запомнить себе на всю жизнь три простых вещи.

1. Именно собственник обязан сообщать в каждую из ресурсных организаций письменно обо всех движениях по принадлежности самой квартиры (дома): о продаже, дарении, наследовании, разделении между детьми на доли и тому подобном, а также об изменениях в составе семьи: прописке, выписке, временной регистрации, смерти и рождении. Поставщик ресурсов вправе начислять платежи по тем данным, что у него есть, раз других не дали. Искать точные данные по закону поставщик не обязан! Это к тому, почему читательнице начисляли на пятерых человек, пока она не пришла в «Энергосбыт» в сентябре 2019 года.

Вот как это прописано в Правилах 354:

«34. Потребитель обязан:

з) информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений».

Понятно - проницательный читатель спросит - а какие ещё две вещи мы должны всегда помнить.

2. Индивидуальные приборы учёта ресурсов - частная собственность владельца квартиры (дома), даже если счётчик расположен по проекту дома на лестничной площадке. Именно потребитель отвечает за их наличие, состояние, сохранность пломбы, своевременную поверку. Не пройдя в срок поверку, повредив пломбу или сам прибор, а равно в случае просрочки предельного срока эксплуатации прибора, указанного в техническом паспорте - прибор перестаёт быть коммерческим, и вам начисляют по нормативу и правильно делают. Потому нужно хранить техпаспорта приборов и акты их поверки.

Из этого правила теперь будет исключение - вновь устанавливаемые счётчики электроэнергии будут оставаться собственностью сбытовой организации, она их поставит, поверит и заменит в срок, хотя уверен, эта глупость ненадолго - уже так было, потом отменили.

3. Два первых пункта самые распространённые, а третий - самый спорный. При установке и пломбировании любого прибора учёта положено составлять так называемый установочный акт, в котором указываются данные счётчика и данные товарищей, кто его установил и пломбировал, и дата. По одному экземпляру передаётся поставщику услуг и потребителю. Дело в том, что в практике было немало случаев, что потом ресурсная компания предъявляла претензии, что вы сами поставили счётчик и пломба недействительна, и потому показания принимать не будем - меняйте прибор учёта. Вот эти установочные акты с техпаспортами и актами поверки лежат у меня по описи в отдельном пакете, а в УК на общедомовые приборы учёта - у главного инженера в отдельной папке в сейфе.

Часто бывают две ситуации - вообще забывают бланки и не составляют акты или забывают печать и не отдают потребителю второй экземпляр. В таких случаях требуйте нужное, жалуйтесь.

Наконец, в самом неприятном положении оказываются те потребители, кому прибор поставил «Энергосбыт»: им, по моему опыту, вообще не дают ни копию техпаспорта, ни копию установочного акта. И было уже так, что людей наказали на большие деньги. Дело в том, что срок годности прибора учёта электроэнергии 16 лет. Например, прибор поставили в 2002 году. Но документов-то никому не дали. В 2011 году прибор ломается, и ничего не доказать. Когда прибор должен поверяться и тому подобное, непонятно - у потребителя документов на прибор нет, а за счётчик теперь он должен отвечать.

Знайте свои права

Вернёмся к теме. Не раз пояснял - в принципе любой грамотный закон пишется с учётом того, что потребитель как лицо, зачастую неосведомленное о юридических тонкостях, всегда будет слабее поставщика услуг, потому, как правило, предусматриваются гарантии потребителю, даже если он в чём-то ошибся. Есть такая норма и в данном случае, вот как она сформулирована:

«31. Исполнитель обязан:

д) производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя».

То есть если верить Татьяне Эдуардовне, когда она пришла в «ОЭК» в сентябре 2019 года и принесла документы о непроживании двух человек (один выписался, один умер), ей должны были пересчитать с 01 апреля 2019 года (кто уже забыл - это начало мусорной реформы в Омской области) плату за услугу по обращению с твёрдыми коммунальными отходами из расчёта на трёх потребителей, а не пяти. Напомню, почему именно трёх - выехавший без снятия регистрации на съёмную квартиру сын всё равно юридически считается, и с этим читательница не спорит. Таким образом, Татьяне Эдуардовне должны были дать новую квитанцию мало того что без долгов, так ещё и с переплатой, так как она на всякий случай до этого платила за пять человек. Этого никто не сделал.

Знайте свои права и требуйте прямо в вашем присутствии пересчитать и дать новую квитанцию. Что не могут сформировать квитанцию из-за нового программного обеспечения - не ваши проблемы, пусть от руки набирают, так технически возможно. В законе всё прописано. Нужно не бояться отстаивать свои права, их и без того не так уж много. Требуйте начальника, отказывайтесь уходить, пока не сделают или не подойдёт руководитель.

Не верим на слово

Другое дело, что ООО «Омскэнергосбыт» утверждает, что ничего Татьяна Эдуардовна в 2019 году не приносила, а проверить это теперь невозможно.

Однозначно, самое лучшее, и я сам так всегда решаю вопросы - это личный приём. Нужно мне было сделать перерасчёт - лично ходил на прошлой неделе в АО «ОмскВодоканал» к Ольге Юрьевне Смиковской, представил акт об отсутствии технической возможности оборудовать прибор учёта в судебном доме. Но не всегда это возможно по разным обстоятельствам: человек днём работает, человек на вахте либо вообще живёт в другом городе, или, как у нашей читательницы, не может оставить одного сына-инвалида.

А в чём же тогда не права здесь Татьяна Эдуардовна? В том, что, как прописано по другому случаю в Гражданском кодексе, «не проявила должной осмотрительности». Не знаю, как уважаемые читатели, но я лично, когда иду в любое присутственное место, кроме как к тому, кого лично знаю, и точно уверен, что не обманут, ожидаю, что попытаются надуть тем или иным способом, и, соответственно, всё перепроверяю. К сожалению, жизнь такая стала при капитализме. До сих пор поражаюсь безалаберности наших советских людей - стоит в этом самом «Энергосбыте» ящик, и люди спокойно кидают туда свои бумаги. Так даже в прокуратуре. Ну никогда бы так не сделал. Неужели непонятно, что потом ничего не докажете - были ли бумаги, сколько их было и про что.

Поэтому рассказываю, как нужно делать. Компьютер отбрасываем сразу - электронная подпись стоит дорого, а без неё ни в каком суде вы не докажете, что ваше электронное письмо законное и на него должен быть дан ответ и сделан перерасчёт.

Простым письмом посылать, хоть и с описью, тоже, на мой взгляд, не вариант. Не подойдет и заказное письмо - ну, было оно, может быть, вы поздравили трудовой коллектив «Энергосбыта» с праздником 1 мая.

Единственный беспроигрышный вариант с точки зрения «предусмотрительности» - почтовое «заказное письмо с уведомлением о вручении и описью вложения». Вот так я всегда отправляю бумаги, и ни разу не было прокола в суде. Доказывал, что бумаги пришли и пришли именно вот с таким содержимым.

Заказное письмо - значит почтальон лично вручит письмо адресату и заставит расписаться с указанием паспортных данных.

С уведомлением о вручении - это значит, что вам обратно придёт с почты также под роспись открытка о вручении, которую потом можно предъявлять в суде или прокуратуре.

Наконец, главное - с описью вложения. Это значит, что на почте при отправке вам дадут бланк - так называемую форму № 107, и вы составите опись вложенных в конверт бумаг. Делать это нужно подробно, с датами, числом листов и заголовками, что именно прилагаете. Её заверит почтовый работник, и потом также на суде легко будет доказать, что документ об отсутствии гражданина представлялся вовремя. Да, это стоит некоторых денег, но лучше я потрачу эти сто рублей, чем потеряю больше при отсутствии перерасчёта (если нет возможности лично прийти на приём).

И последнее - уже возвращаясь к жалобе Татьяны Эдуардовны. Или люди правда забывают, или по какой другой причине ошибаются. Мы проверили расчётную карточку заявительницы - ни разу она за пять человек не заплатила, а платила за двоих, потому и долг три тысячи рублей.

Важно!

Также обращаю внимание, что сведения о непроживании необходимо подтверждать каждый год. При этом ещё скажите спасибо, что «Энергосбыт» не требует делать это как по закону - по норме вообще положено подтверждать временную регистрацию или отсутствие жильца каждые полгода.