За год распространения пандемии коронавируса нагрузка на органы социальной защиты возросла многократно. О том, как с этим справляется зеленоградское УСЗН, рассказала его руководитель Ирина Супринович. – Ирина Анатольевна, как справлялась зеленоградская система социальной защиты с возросшим объемом работы? – 2020 год для всех нас стал временем серьезных испытаний, связанных с противостоянием неизвестной прежде смертельно опасной угрозе. Помимо основных обязанностей по поддержке нуждающихся в социальной помощи москвичей, у нас появились колоссальные по объему и исключительно важные задачи, связанные с защитой наших подопечных в условиях пандемии. И сейчас уже можно сказать, что в основном мы справились. – Как поменялись приоритеты в вашей работе? Во время пандемии соцработники, как и медики, оказались на передовой. – Минувшей весной в столице открылся крупнейший кол-центр, который продолжает принимать заявки на социальную помощь от людей старшего поколения, москвичей с хроническими заболеваниями, находящихся в самоизоляции. В 2020 году льготные лекарственные препараты получили свыше семи тысяч зеленоградцев. Во время режима повышенной готовности мы покупали и доставляли заявителям продукты, медикаменты, корма для животных… В период второй волны COVID-19 свыше 700 человек обратились за социальными услугами на горячую линию. Из них более 200 находились на самоизоляции в связи с заболеванием коронавируса. Даже в праздничные и выходные дни наши сотрудники доставляли необходимые товары. Многие зеленоградцы находились на дачах. Соцработники выезжали в область, чтобы пожилые жители получили жизненно важные лекарства. Оказывать услуги по доставке нам помогали волонтеры. Вообще мы сплотились в этот период как никогда, была полная слаженность, концентрация. К жителям выезжали не только «надомники», но и другие сотрудники центра. «Пусть Тумэн (так зовут нашего сотрудника) еще приедет», – просили старики, – а он у нас, между прочим, тренер! – Порой складывалось впечатление, что в этот период вы закрылись от прессы… – Просто меньше стало времени для общения с прессой, огромный объем работы. Иногда сотрудники становились настоящими героями, реально спасая чьи-то жизни. Равнодушный работник у нас долго не выдержит, сюда люди приходят не ради зарплаты. Уже на собеседовании чувствуется, есть ли душевное тепло в человеке. Именно такие – отзывчивые и бескорыстные – работают в наших учреждениях: ЦСО (филиалы во всех районах), двух реабилитационных центрах и детском центре. И если кто-то говорит о соцработнике «моя внучка» или «дочка», понимаешь – человек на своем месте. У нас к каждому подопечному – индивидуальный подход, в зависимости от необходимой человеку помощи. Инвалидом может оказаться и молодой человек, например, после аварии. Здесь страшны депрессия, апатия. И задача наших психологов – вытащить его из этого состояния, вдохнуть силы, чтобы человек поверил в лучшее, вернулся в социум, понял, что жизнь продолжается. – Какие направления в вашей работе сегодня наиболее востребованы? – Возросло значение Мобильной социальной службы. Это своего рода скорая помощь. На хрупких плечах наших социальных работников – а в основном это женщины – держатся все заявки, поступающие на горячую линию от людей, оказавшихся на самоизоляции в Зеленограде. Важны не только доставка необходимых товаров, но и общение, и моральная поддержка. Ведь человеку нужен человек! – В зоне риска во время пандемии оказались в основном пожилые люди. Как вашим сотрудникам удается заслужить их доверие? – Можно добиться многого, если мы одна команда профессионалов. Да, мы все здесь психологи, знаем каждого ветерана, каждую многодетную семью. Наш округ – особый из-за своего расположения и компактности. Даже в кол-центры меньше всего звонков приходит от зеленоградцев. Потому что сюда звонят напрямую, нас знают, и мы зачастую решаем все задачи на месте. Если надо, сами звоним в управы, в подразделения ЖКХ. Получив помощь, люди начинают нам доверять. В ЦСО «Зеленоградский» уже 10 лет работает Адиля Мунибовна Минулина. Однажды приходит она к своей подопечной, а та дверь не открывает. Хорошо, Адиля знала, что у соседки есть ключи от квартиры. Открыли – бабушка лежит на полу. Не медля вызвала скорую. Сама поднять больную не может, пытается чемто помочь, разговаривает, ободряет. И так до приезда бригады скорой помощи. Еще один опытнейший сотрудник – Александра Сергеевна Санаева из филиала «Солнечный». Окончив с красным дипломом МАТИ, в 90-е Александра пришла к нам на должность соцработника. Однажды она заметила, что подопечный как-то странно, несвязно говорит. Попросила вытянуть вперед обе руки, поднять их вверх – не получилось. А закрыть глаза, до носа дотронуться? Поняла – инсульт. Сразу скорую вызвала, собраться помогла, дождалась, пока врачи приехали… У многих из наших подопечных нет людей ближе, чем социальные работники. – Как пандемия отразилась на программе «Московское долголетие»? – Появились занятия в формате онлайн. Но отнюдь не все участники смогли самостоятельно освоить программу Zoom. Сотрудники центров социального обслуживания и преподаватели проекта изо всех сил помогали подопечным разобраться с установкой и использованием этой программы. – Труднее всего усидеть дома детям, особенно подросткам… – Такие направления работы, как школа приемных родителей, сопровождение семей, принявших ребенка на воспитание, социальное обслуживание несовершеннолетних, клубная работа с подростками, также были переведены на онлайн-платформы: проект «Открытое пространство для подростков», мастер-классы с шеф-поварами «Art-кухня». В онлайн-формате проведен первый окружной фотоконкурс «Объективный подросток» и многое другое. – В столь сложное время вы ощущаете чью-либо поддержку? – В Зеленограде это в первую очередь префект Анатолий Смирнов. Считаю, что он один из самых социально ориентированных префектов в столице. С его поддержкой нам передали здание в 4-м микрорайоне – долгострой аквапарка с прилегающей территорией на берегу Большого городского пруда. Там будет клубное пространство «Мой социальный центр» для пожилых и «Мой семейный центр» для детей и семей с детьми. Мы загорелись этим проектом, получили отличный импульс для улучшения своей работы, для реализации творческих идей. – Вы вплотную работаете со старшим поколением… а что же это все-таки такое – старость? – Старость – это состояние души. К нам приходят 80-90-летние люди и поют, танцуют, не жалуются на болячки, интересуются компьютерами, интернетом. Они могут развлечь и занять себя, не только не обременяя близких, но и помогая им в чем-то, с удовольствием делают подарки своими руками. Но главное достояние, которое они несут к себе домой – это свое хорошее настроение, бодрость, которой они заряжаются здесь в отличие от тех сорокалетних, которые лежат на диване – руки-ноги здоровы, а жизнь проходит мимо… А бывает и так, что человек сначала приходит к нам за помощью, а потом сам становится волонтером. Такие люди – из когорты неравнодушных. Мне хочется всем зеленоградцам пожелать: пожалуйста, будьте внимательны к окружающим, особенно к одиноким пожилым людям. Если ваш сосед долго не выходит из дома или выглядит нездоровым, не проходите мимо, поинтересуйтесь или сообщите нам по телефону горячей линии 8 (495) 870-4509. По всем вопросам сферы соцзащиты звоните по телефону: 8 (499) 738-4133. Татьяна СИДОРОВА

Ирина Супринович: Человеку нужен человек!
© Префектура Зеленоградского административного округа