Первые в ТиНАО небоскребы могут построить на территории делового центра в Коммунарке (интервью)

Несмотря на пандемию, и городские структуры, и инвесторы, продолжают реализовывать на территории ТиНАО масштабные проекты по развитию инфраструктуры, строительству жилья и созданию рабочих мест. О том, как продвигается реализация проекта по созданию административно-делового центра (АДЦ) в Коммунарке и почему может быть уменьшена высота строящегося горнолыжного комплекса, в интервью руководителю отдела инфраструктуры и технологий Агентства городских новостей «Москва» Вадиму Климову рассказал руководитель столичного департамента развития новых территорий Владимир Жидкин.

Вадим Климов (В.К.): Как развивается проект административно-делового центра в Коммунарке?

Владимир Жидкин (В.Ж.): Мы активно строим инженерные сети и дороги, к выходу инвесторов на площадку все должно быть обеспечено необходимой инфраструктурой. Мы ввели в эксплуатацию здание полиции и префектуру, активно проектируем фондохранилище. Полным ходом строится вторая очередь больницы, первая уже работает. Соответственно, прорабатывается подготовка лотов для реализации земельных участков инвесторам на рынке, подготовку планируется завершить в ближайшее время. Цены за лоты под нежилые помещения будут невысокими, чтобы туда могли активно войти застройщики, работающие с административными зданиями.

В.К.: Ранее сообщалось, что китайский инвестор, компания CRCC, может принять участие в реализации этого проекта. На какой стадии сейчас переговоры?

В.Ж.: Китайцы пока «остыли». Скорее всего, это связано с пандемией. Есть различные факторы, которые влияют на эту ситуацию. Я думаю, что в России найдутся девелоперы и застройщики, которые с удовольствием будут там работать.

В.К.: Планы планировки территории никак не менялись?

В.Ж.: Планировка территории никак не менялась. Возможно, с учетом каких-то новых трендов, что-то можно будет поменять местами. Жилые помещения с нежилыми, например. Опыт накапливается, и мы видим, как меняются подходы. Что-то, может, поменяем, но это будет несущественно. В настоящий момент общая площадь проекта - порядка 3 млн кв. м недвижимости, из них 1 млн 451 тыс. кв. м жилой и 1 млн 586 тыс. кв. м нежилой.

В.К.: Планируются ли возводить высотные строения в рамках проекта?

В.Ж.: Да. В целом могут быть построены здания высотой до 40 этажей.

В.К.: То есть, больше 100 м. Первые небоскребы в ТиНАО, можно сказать.

В.Ж.: Да, но это оправданно, потому что там есть две ветки метро. Там, где метро, есть большая возможность для того, чтобы подъехать. Когда нет транспорта, тяжело обеспечить доступностью такую плотную застройку, а при наличии общественного или личного транспорта, на котором можно подъехать, почему бы не строить?

В.К.: В рамках проекта АДЦ, насколько известно, планируется также создать образовательный кластер?

В.Ж.: Работа над созданием многофункционального инновационного центра дополнительного профессионального образования ведется весьма активно. Его общая площадь ориентировочно может составить порядка 200 тыс. кв. м. Он формируется, там предполагается создать московский супер-колледж, то есть некий набор колледжей для подготовки специалистов. Образовательные учреждения будут только государственные. Сейчас формируется общая концепция, также на этой территории будет размещаться одно высшее учебное заведение.

В.К.: Известно об интересе конкретных учебных заведений к этому проекту?

В.Ж.: Рассматриваются различные варианты, я думаю, что в ближайшие два месяца будет принято окончательное решение, какой же из вузов переедет в ТиНАО. Им будет проще отдать городу разбросанные, несвязанные между собой участки в центре Москвы, чтобы быть в одном месте.

В.К.: Другой масштабный проект, который реализуется на территории ТиНАО, - кластер компании «А101» с рекреационной, спортивной, деловой составляющей. Какие работы сейчас ведутся там?

В.Ж.: Сейчас, кроме объектов спорта, горы для горнолыжного спуска и различных развлекательных заведений, строится административно-офисная часть. Ее строят в первую очередь. Есть вопрос по высоте горы из-за ограничений Росавиации по приаэродромным территориям. Будущую гору планируют разместить не рядом с аэропортом Внуково, но она может повлиять на работу локаторов. По этой же причине сейчас не вводится в эксплуатацию жилой комплекс «Филатов луг». Там же не в высоте домов дело. Здесь аналогичная ситуация. Есть ограничения, самолеты подлетают с разных сторон. Сейчас мы находимся в процессе согласования Росавиацией. Если они будут настаивать, что действительно горка будет мешать, тогда ее сделают поменьше. Раньше планировали 101 м.

В.К.: В целом проект реализуется?

В.Ж.: Да, он реализуется, горку насыпают. «А101» сейчас собирают инвесторов, не они одни будут финансировать этот проект. А собрать инвесторов для такого проекта непросто, тем более в период пандемии. Но это рабочий процесс. Все, что можно делать самим, они делают - возводят горку и административные здания. Что можно делать, они возводят сами - горнолыжный комплекс и административные здания.

В.К.: Если уж мы заговорили про «Филатов луг», насколько я знаю, собрана правительственная комиссия и была поставлена задача обеспечить заселение жителей летом.

В.Ж.: Срок строительства локатора пока сохраняется. Неизвестно, сколько уйдет времени для того, чтобы все это легализовать и оформить документы, внести изменения в приказы. Пока на совещаниях они докладывают, что, вроде как III квартал с учетом всех мероприятий.

В.К.: Сами дома трогать не планируют?

В.Ж.: Нет, конечно. Тем более, что есть техническое решение.

В.К.: Как в целом оцените ситуацию на рынке жилья? Подбираются ли цены на квартиры в ТиНАО к тем, что расположены в старых границах города?

В.Ж.: Местами. Пока еще все-таки нет, но догоняет, потому что активно развивается инфраструктура. Если брать самые недорогие внутри МКАД и самые дорогие на нашей территории, то они уже близки. Эксперты прогнозируют рост цен по итогам года на 5-7% на жилье в ТиНАО.

В.К.: Большая часть проектов в ТиНАО - это массовый сегмент?

В.Ж.: Большая часть - да, это комфорт-класс. Есть и эконом, и бизнес-класс, но если брать максимальную долю, то она приходится именно на жилье класса комфорт. Кроме этого, активно развивается индивидуальное жилое строительство (ИЖС). У нас в прошлом году 450 тыс. кв. м такой недвижимости было построено. За восемь лет - более 2,8 млн кв. м. Это много. И объемы ИЖС падать не будут точно, потому что некоторые девелоперы перешли в этот сектор, учитывая, что там пока нет эскроу-счетов.

В.К.: Большое внимание при развитии новых территорий уделяется созданию транспортной инфраструктуры, а также новых рабочих мест. Расскажите про последний участок Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), какое влияние на ТиНАО окажется запуск этой дороги? Как будут развиваться территории, прилегающие к ней?

В.Ж.: Его вводят в этом году. ЦКАД снимает нагрузку на трассу А107, появляется возможность более-менее свободно перемещаться там. Соответственно, сама ЦКАД позволит комфортно подъезжать туда большегрузному транспорту. По территориям, прилегающим к ЦКАД, разработаны проекты планировок, в рамках которых планируется возвести порядка 4 млн кв. м недвижимости. Около 80% из них приходится на создание новых рабочих мест, в том числе в рамках создания индустриальных парков.

В.К.: Группа компаний «Монарх» планировала построить в ТиНАО завод по строительству готовых жилых модулей. Что сейчас с этим проектом?

В.Ж.: Строительство объекта началось. Полным ходом идет подготовка площадки, ограждение территории, проводят испытания, необходимые работы по геологии. В проекте две очереди, возведение первой они планируют завершить в текущем году, второй, чтобы уже выйти на полную мощность, - к 2023 году. Проект можно назвать передовым. Его реализация ускорит процесс строительства и, по расчетам компании, в целом улучшит экономику проектов, снизит себестоимость самой жилой коробки без учета подведения коммуникаций.

В.К.: С момента присоединения новых территорий прошло практически девять лет. Как считаете, насколько выполнены те задачи, которые стояли перед городом?

В.Ж.: Если сравнивать с подобными крупными проектами, которые реализовываются в мире, я считаю, что мы достойно отработали эти девять лет. Есть ряд проектов, о которых только говорят. Например, «Большой Париж». Если там сделано совсем чуть-чуть, то у нас построены сотни километров дорог, сотни социальных объектов, метро, дороги, железнодорожные станции. Территория обновилась вся, социальная сфера доведена практически до уровня Москвы в старых границах. Мы говорим не только про новые объекты, но и про инфраструктуру, которая действовала на новой территории до присоединения. Она тоже во многом изменилась. Я считаю, что проект успешно движется. Да, есть отдельные вопросы, над которыми надо работать. Надо подтянуть социальную сферу, потому что население резко увеличивается не только из-за того, что вводятся новые жилые комплексы. Люди проживали здесь и раньше, но не прописывались, а теперь начали. Так они жили просто в коттеджах, а теперь стали москвичами. Регистраций много, и такое произошло, поэтому надо подтягивать социальную сферу в этой части. Для нас приоритетом на ближайшие три года является строительство социальных объектов. Мы за восемь лет построили 73 объекта, а за три года хотим построить 111. Это школы, сады, поликлиники, спортивные объекты.