АСВ требует от "Казметростроя" свыше полумиллиарда по страховке московской подземки

Конкурсник "НАСКО" обвинил казанских метростроителей в неосновательном обогащении при возведении Калининско-Солнцевской линии столицы

АСВ требует от "Казметростроя" свыше полумиллиарда по страховке московской подземки
© Реальное время

Как стало известно "Реальному времени", "Татэлектромонтаж" и госкорпорация "Агентство по страхованию вкладов" от лица "НАСКО" с разницей в месяц атаковали "Казметрострой". "Татэм" в очередной раз припугнул банкротством строителя казанского метро, а конкурсник страховой компании потребовал вернуть долг свыше полумиллиарда рублей. Атаки связаны со строительством московского метрополитена, где "Татэлектромонтаж" выступал субподрядчиком, а "НАСКО" страховщиком — в 2014 году он застраховал возведение отдельных линий столичной подземки и депо на 128,7 млрд рублей. Сегодня в татарстанском арбитраже выслушают доводы АСВ по обвинению "Казметростроя" в неосновательном обогащении.

АСВ винит казанцев в неосновательном обогащении

АО "Татэлектромонтаж" на минувшей неделе заявило о намерении подать новое заявление о банкротстве в отношении АО "Казметрострой". Ту же попытку он предпринимал год назад, требуя долг около 40 млн рублей.

Требования на еще большую сумму недавно выдвинуло к казанским метростроителям АО "НАСКО" в лице конкурсного управляющего "Агентства по страхованию вкладов". АСВ через татарстанский арбитраж требует взыскать с АО "Казметрострой" почти 100 млн рублей, обвиняя компанию в "неосновательном обогащении". Однако представитель истца тут же ходатайствовал об отложении заседания для представления дополнительных документов в подтверждение требований. "Казметрострой" возражал и не признавал иск, уверяя, что задолженность была уплачена в срок, а АСВ и НАСКО не представили доказательств неосновательного обогащения. Сегодня Арбитражный суд РТ проведет новое слушание по делу.

В компании "Казметрострой" не смогли оперативно ответить на запрос газеты "Реальное время". В АСВ же уточнили природу происхождения требований:

— Задолженность АО "Казметрострой" перед АО "НАСКО" по сведениям, имеющимся в страховой организации, образовалась в рамках договора страхования транспортных средств и договора страхования строительно-монтажных работ, — заявили нашему изданию в Агентстве по страхованию вкладов. — Конкурсным управляющим были проведены все необходимые мероприятия для досудебного урегулирования вопроса, в том числе с предложением о проведении встречи, которая не дала результатов. В этой связи конкурсный управляющий был вынужден обратиться в суд.

Второй иск АО "НАСКО" подало к АО "Казметрострой" в московский арбитраж — уже о взыскании полумиллиарда (480,7 млн) рублей. Казанские метростроевцы также возражали против данных требований. Разбирательство отложено до 8 апреля.

Лицензия НАСКО была отозвана Центробанком в мае 2019 года. В августе того же года страховая компания стала банкротом, а полномочия конкурсного управляющего получило АСВ. По оценке ЦБ, "дыра" в капитале НАСКО составила не менее 4,3 млрд рублей.

Лицензия НАСКО была отозвана Центробанком в мае 2019 года. В августе того же года страховая компания стала банкротом. Фото: fingazeta.ru

Не первые попытки обанкротить "Казметрострой"

Как уже сообщалось выше, "Татэлектромонтаж" уже пытался обанкротить казанских метростроевцев в феврале 2020 года. Сумма требований тогда составила 39,5 млн рублей. Еще ранее, в 2018 году, с иском о банкротстве в отношении АО "Казметрострой" обращалась Федеральная налоговая служба, выставив требования к компании на 202,6 млн рублей. В сентябре прошлого года в атаку пошло ООО "СП ТрансТоннельСтрой", сообщив также о намерении обратиться в арбитраж с заявлением о признании должника АО "Казметрострой" банкротом из-за долга (ранее фигурировали две разные цифры: в 8 млн рублей и 30,2 млн рублей).

У самого "Казметростроя" за 10 лет с 2011 года кредиторская задолженность (только заемные средства) выросла в три раза: с 293,3 млн до 1 миллиарда рублей к началу 2020 года. Кроме того, компания не выплатила контрагентам и подрядчикам порядка 800 млн. Всего, таким образом, компания должна 1,8 млрд. Это больше, чем ее уставный капитал (1,4 млрд рублей) и основные средства (не превышают 700 млн рублей — снизились за те же 10 лет более, чем в два раза). Так что, даже если предположить, что имущество "Казметростроя" пустят с молотка, высвободившихся от продажи средств хватит не всем кредиторам.

При этом, самые высокие обороты у компании были в 2012-2013 годах, тогда выручка достигала 8-8,3 млрд рублей. К 2018 году она рухнула в четыре раза, а по итогам 2019 года составила всего 981,8 млн рублей. При такой выручке, впрочем, чистая прибыль составила лишь 2,6 млн рублей. До отметки в 74 и 77 млн рублей "Казметрострой" поднимался лишь дважды за свою историю: в 2012 и 2015 годах.

Самые высокие обороты у компании были в 2012-2013 годах, тогда выручка достигала 8-8,3 млрд рублей. К 2018 году она рухнула в четыре раза, а по итогам 2019 года составила всего 981,8 млн рублей. Фото: Олег Тихонов

Как "НАСКО" и "Татэм" оказались в одной лодке

В кредиторской задолженности перед другими компаниями "Казметростроя" лежал и тот самый долг "Татэлектромонтажу", которому только в судебном порядке осенью 2020 года удалось добиться оплаты выполненных работ на строительстве московского метрополитена в 2019 году. При этом суд отказал последнему во взыскании с субподрядчика почти 400 млн рублей штрафных санкций. Стоимость всего договора субподряда последнего на работы по строительству метро в Москве, начиная с 2016 года, оценивалась примерно в 300 млн рублей.

В "Татэлектромонтаже" уверяли, что платит "Казметрострой" только под реальной угрозой введения процедуры банкротства, да и и то — "перед последним судебным заседанием". Речь идет о работах на строительстве Калининско-Солнцевской линии метрополитена в Москве, где "Татэлектромонтаж" ("Татэм") выступал субподрядчиком "Казметростроя". На последнего были возложены функции генерального подрядчика.

АО "НАСКО" подало второй иск в Арбитражный суд Москвы, так как выступало страховщиком по строительству также московского, а не казанского метрополитена. Еще в январе 2014 года было объявлено, что по итогам запросов предложений "СОГАЗ", "НАСКО" и "Помощь" будут оказывать ОАО "Мосинжпроект" комплексные услуги по страхованию строительно-монтажных рисков на объектах московского метрополитена. Татарстанская компания "НАСКО" тогда застраховала стройку семи электродепо, а также объекты на Сокольнической и Люблинско-Дмитровской линиях метро на 128,7 млрд рублей (тариф ‒ 0,685%).

В "Татэлектромонтаже" уверяли, что платит "Казметрострой" только под реальной угрозой введения процедуры банкротства, да и и то — "перед последним судебным заседанием". Речь идет о работах на строительстве Калининско-Солнцевской линии метрополитена в Москве. Фото: mos.ru

"Казметрострой" рискнул вложиться во вторую ветку подземки

На фоне бесконечных судебных исков как о требовании вернуть средства, так и о банкротстве, решение "Казместростроя" о строительстве сразу четырех новых станций уже казанского метро в 2019 году выглядит довольно рискованным. Два года назад в Казани начали строить вторую ветку метро, которая будет состоять из станций "Улица Юлиуса Фучика", "10-й микрорайон", "100-летие ТАССР" и "Улица Академика Сахарова".

В руководстве "Казметростроя" признались, что начали стройку на собственные средства, но не сомневаются, что затраты будут компенсированы. Инвестиции в пусковой комплекс второй ветки метро оценили на сумму свыше 20 млрд рублей: стоимость одной новой станции — 4-5 млрд рублей, прохода между ними — еще 5-6 млрд.

Планировалось, что в Казани построят 26 станций метро, четыре пересадочных узла и три новых ветки — но строить их, признавались власти, нерационально, потому что на такое серьезное развитие метрополитена пока нет денег. На вторую ветку 1 млрд рублей выделила ИКЕА, еще 3 млрд рублей обещали выделить из республиканского бюджета в течение трех лет. Этих денег едва хватит на стройку хотя бы одной новой станции. Однако первый участок второй линии протяженностью 5,7 км собираются-таки ввести в 2023 году, причем не поэтапно, а сразу.

Два года назад в Казани начали строить вторую ветку метро. Фото: Олег Тихонов

Напомним, первая ветка казанского метро была сдана к 1000-летию города: в 2005 году через восемь лет после начала строительства появились пять станций. В 2018 году сдали 11-ю станцию, ставшую последней на первой линии (она обошлась в 5,2 млрд рублей). Вторую ветку собирались начать возводить в 2017 году, но в итоге старт перенесли на 2019 год.

2020 год во всех отношениях для "Казметростроя" был неудачным. Во-первых, число пассажиров из-за коронавирусных ограничений снизилось. Во-вторых, сами работы по прокладке тоннелей стартовали лишь осенью прошлого года — летом Ростехнадзор потребовал остановить стройку из-за нарушений. В сентябре 2020 года проект ветки получил заключение Главгосэкспертизы, но стройку снова остановили по требованию суда. Надзорные органы выяснили, что метростроевцы работают без разрешения на стройку и оценки соответствия проектной документации требованиям регламентов, а также без утвержденной проектной документации, получившей положительное заключение госэкспертизы. В итоге вторую ветку метро в Казани планировали начать строить лишь в конце 2020 года. Проведение тендеров было запланировано на четвертый квартал.