Войти в почту

Можно ли выжить в сочинских фавелах

Но один из местных журналистов рассказал мне, что это стихийное бедствие - ничто в сравнении с грядущими весной митингами против решений прежней городской власти о сносе самостроев. По некоторым оценкам, в результате деньги и жилье потеряют до 100 тысяч человек, а на территории Краснодарского края - до миллиона.

Можно ли выжить в сочинских фавелах
© Мир новостей

Бывший мэр Анатолий Пахомов и его команда пережили серию серьезных силовых спецопераций в виде возбуждения уголовных дел, арестов и обысков без видимых потерь. Так или иначе, но в 2019 году Пахомов не стал выдвигаться на пост главы Сочи на третий срок и ушел в бизнес. Тотальная зачистка управленческой команды была представлена как победа над клубком опутавших город проблем. И, разумеется, над коррупцией. Но на деле ситуация в Сочи, по мнению независимых аналитиков, стала миной замедленного действия.

У ЛЮДЕЙ ОТБИРАЮТ КВАРТИРЫ

Причем эту мину заложил незадолго до своего ухода сам Анатолий Пахомов. В 2018 году после задержания и ареста вице-мэров администрация под его руководством объявила войну самостроям. Всего в официальный список мэрия включила 597 таких объектов, 54 из них оказались многоэтажными домами, во многих из которых квартиры были распроданы, а в некоторых уже проживали люди.

Перед отставкой в июле 2019 года Анатолий Пахомов подписал постановление, вроде бы обязывающее будущую администрацию заключить с жильцами 26 проблемных домов мировые соглашения и ходатайствовать об их достройке. Но гладко все было только на бумаге.

В 2019 году в городе снесли 19 многоэтажек. В 2020 году жителей Сочи предупредили, что число сносов вырастет в разы. Наиболее показательным стал стартовавший 17 сентября минувшего года демонтаж апартаментного комплекса «Театральный» в центре города. Застройщик планировал построить 17-этажное здание рядом с городской прокуратурой и местной телерадиокомпанией, но успел возвести лишь 12 этажей.

С этой бедой столкнулась даже сотрудница полиции. Яна С. вспоминает, что на момент заключения договора соинвестирования строительства ЖК «Ника» представители застройщика предъявили ей все необходимые документы: проект трехэтажного дома был согласован всеми инстанциями, его активно продвигали риелторские агентства.

Но застройщик Сергей Катаниди решил построить четвертый этаж, не согласовав это решение с властями. После того как бизнесмен осуществил задуманное, у него и его клиентов начались проблемы. Катаниди бежал и сейчас находится в розыске. В 2018 году суд вынес решение о сносе дома, еще один вердикт определил порядок демонтажа практически готового строения. Администрации города было предписано продать занятый объектом земельный участок с публичных торгов и обязать победителя снести самовольно построенный объект.

Прошлым летом ЖК «Ника» был снесен. Граждане, купившие в нем квартиры, пытались остановить технику, бросались под бульдозеры, но сотрудники полиции оттаскивали лежавших на земле людей. При этом мэрия Сочи по-своему интерпретировала принятые в отношении жилого комплекса судебные решения. В июне 2020 года представители городской власти заключили договор с индивидуальным предпринимателем Георгием П., переуступив ему право на этот и 10 других землеотводов. В общей сложности ему поручили снести 11 новостроек в Сочи. У покупателей квартир в ЖК «Ника» такая схема вызвала множество вопросов. Главный из них - почему договор заключался непублично?

В общем, вопросов к местным властям хватает. И самый основной: почему, спрашивается, администрация города замечает, что дом строится не по нормативам, только после того, как в нем распродается 80-90 процентов квартир? Со зрением проблемы или есть какие-то другие причины?

- У нас 10-15 процентов семей живут без воды, света и канализации. Если к нам бульдозеры придут, то под бульдозер ляжем, - говорит покупательница квартиры в доме на Волжской Мария Валентиновна.

ФАВЕЛЫ ПО-СОЧИНСКИ

Еще одна чисто сочинская жилищная проблема - так называемые фавелы. Это гаражи, в которых живут люди. Конечно, от бразильских фавел с огромным уровнем преступности они все-таки отличаются. Ходить здесь, в принципе, не опасно, грабежи и убийства тут происходят не чаще, чем в других районах города. Но вот гаражные небоскребы имеются.

Я побывал здесь после того, как посмотрел репортаж известного блогера Ильи Варламова. Из гаражей растут как грибы после дождя надстройки в три, пять, семь и даже больше этажей. По документации все они считаются гаражами, а на деле там живут люди, в основном приезжие, студенты, сезонные рабочие, отдыхающие. Но, бывает, и сами хозяева обитают в этих гаражах.

Из пяти человек, к которым я подошел, трое отнеслись ко мне довольно агрессивно, еще один отошел, махнув рукой, и только невысокий парень средних лет за небольшую мзду согласился рассказать о своей печальной и непростой судьбе.

Николай Сидоров из Уфы. Начитавшись в интернете и социальных сетях информации о том, что в Сочи можно дешево купить жилье - не больше двух миллионов руб­лей, он в Уфе продал свою квартиру и приехал сюда. Конечно, за такую сумму в Сочи ничего не найти. И за миллион пятьсот ему продали гараж. Человек остался без прописки, квартиры, постоянных средств к существованию. В общем, ситуация просто ужасная. Но жить ведь как-то надо. Николай перебивается случайными заработками и клянет себя за то, что некогда поддался этому соблазну.

Как мы уже говорили, преступность в сочинских фавелах находится в рамках городских показателей. Да, здесь время от времени проводят рейды, вот недавно нашли склады с оружием, наркотиками и притоны с проститутками. Все, как говорится, в рамках диагноза. Но ведь с социальной точки зрения здесь происходит абсолютное безобразие. Люди живут без медицинской помощи, без страховки, не могут пользоваться инфраструктурой, лишены самых очевидных гражданских прав. Разумеется, если бы местные власти захотели решить эту проблему, они бы ее обязательно решили. Но, видимо, не хотят. Дело за малым - понять, почему администрация прекрасного города, гордости всей страны, соглашается с существованием на своей земле этих гнойных язв, которые позорят Сочи.

Андрей Князев,

Сочи – Москва.

Фото: В. Богданова,

М. Мокрушин/РИА «Новости».