Войти в почту

Фасады реставрируемого усадебного дома в Большом Дровяном переулке обновят к июлю

Фасады реставрируемого усадебного дома в Большом Дровяном пер. обновят к июлю 2021 года. Об этом сообщается на официальном сайте мэра Москвы.

Фасады реставрируемого усадебного дома в Большом Дровяном переулке обновят к июлю
© Агентство «Москва»

«Завершены работы с инженерными коммуникациями, заменены сети водоснабжения и отопления, электроснабжения. В прошлом году полностью отремонтировали крышу. Остались только реставрационные работы в подъездах, уже расчищен лепной декор. А на летний период мы оставили обновление фасадов. Дворовый фасад мы уже закончили: нужно только провести работы с цоколем. Боковой и лицевой фасады мы начали реставрировать, но на зиму работы законсервировали. Сейчас снаружи готов только верхний уровень, но через несколько месяцев дом будет уже весь такой же нарядный», - приводятся в сообщении слова начальника управления по работе с объектами культурного наследия службы строительного контроля Фонда капитального ремонта Сергея Краснова.

Как отмечается в материале, д. 21 в Большом Дровяном пер. - типичный пример московского модерна XIX века, к которому приложил руку известный архитектор Петр Дриттенпрейс. В отличие от многих отреставрированных домов того периода этот не доходный, а усадебный, он строился не для сдачи в аренду, а для одной из старых купеческих семей Москвы. Сначала здание принадлежало купчихе Ольге Кирьяковой, а потом перешло к купцу Павлу Крашенинникову - именно он распорядился надстроить в доме третий этаж и переделать фасад. После революции здание в Большом Дровяном пер. национализировали и, по словам очевидцев, тут открыли роддом. В какой-то момент тот «распался» на коммунальные квартиры, и с тех пор бывшая усадьба стала жилым домом.

Сегодня городская усадьба имеет статус выявленного объекта культурного наследия. В настоящее время здание включено в программу капитального ремонта. Большая часть работ уже завершена, на подходе финальная стадия - окончание реставрации. Внутри усадьбы идут работы - специалисты спасают дореволюционный интерьер. До наших дней дошли оригинальные оконные рамы, лестницы, перила. Также очищена от многолетних слоев краски лепнина, украшающая стены подъезда. Настоящей удачей стало то, что в хорошем состоянии сохранилась узорчатая деревянная фрамуга над входной дверью. Эту дверь тоже сделают по лекалам оригинальной.

Как подчеркивается в материале, отдельная гордость жильцов - общедомовой деревянный шкаф-холодильник под подоконником, который тоже сохранился с дореволюционных времен. Над артефактом позапрошлого века в отремонтированном подъезде уже сияют новые светодиодные и энергоэффективные светильники - все по лучшим стандартам капремонта. Как подчеркнул Сергей Краснов, большинство работ ведется за счет бюджета Москвы, а не за счет собственников - они платят такой же взнос за капитальный ремонт, как и жильцы остальных многоквартирных домов.

«Без внимания специалистов не остается даже самый маленький элемент интерьера. Главная задача - восстановить все по максимуму. Так, на месте богатой лепнины еще недавно можно было увидеть только бесформенную массу краски. Рабочие, как настоящие хирурги, занимаются протезированием - только не суставов, а перил. Если где-то сбит кусок - вклеивают новый, изготовленный из того же материала», - подчеркивается в материале.

Сообщается, что доломитовые ступени антикварной лестницы хорошо сохранились только в парадном подъезде, в соседнем их будут восстанавливать специальным доломитовым составом. Практически та же судьба ждет и недостающие балясины - их отольют из чугуна по оригинальным лекалам. Полный перечень работ начинается со шпаклевки стен и заканчивается монтажом напольных плит. Начальник участка капитального ремонта Максим Емельянов, чьи слова также приводятся в сообщении, отмечает, что в самом доме проходит только 30% от общего объема работ - остальные 70% проводят в мастерских, где занимаются формами и лекалами. Например, для воссоздания оригинальных дверей в подъездах.

«Работа бригады начинается с демонтажа оригинальных элементов - по несколько образцов каждого вида. Основное восстановление происходит в мастерской, там расчищаем, восстанавливаем элементы, потому что на месте это сделать невозможно. Кроме того, обходим весь фасад для понимания того, что надо создавать заново, а что можно сохранить. Демонтированные элементы также вывозятся в мастерские, где создают лекала, отливают недостающие части, которые мы последовательно монтируем на фасад. В этом доме получится восстановить около 50% от всего лепного декора», - цитируются в сообщении слова Емельянова.

Как уточняется, доверить такую трудоемкую работу можно только профессионалам - разрешение подрядная организация получает в департаменте культурного наследия. Документ позволяет проводить работы в здании и подтверждает, что у специалистов есть нужная квалификация. В среднем на участке работают около 15-16 человек, и 10 из них - это реставраторы. Так как основной упор сделан на реставрационные работы, дом в Большом Дровяном пер. восстанавливают специалисты с большим стажем.

«У некоторых из наших ребят до 15 лет опыта в реставрации. Они занимались восстановлением памятников в Ярославской, Ростовской, Московской областях и, конечно, Москве. Не каждый специалист может заниматься реставрацией: для этого нужны опыт и понимание работы с определенными материалами. Лепной декор - это достаточно сложный вид работ, и я уже не говорю про балясины, двери, реставрацию столярных материалов - это очень щепетильный процесс», - подчеркивает Емельянов.

По словам начальника участка, одной из главных сложностей при восстановлении дома стала замена инженерных систем. Зачастую старые дома из-за своего преклонного возраста оказываются неровными. Как следствие, там нет вертикалей в водопроводных коммуникациях, то есть трубы могут проходить наискось, а рабочим приходится делать дополнительные отверстия в перекрытиях.

Сообщается, что несмотря на масштаб ремонта и реставрации, подрядчикам удалось найти контакт с жильцами дома. По словам начальника участка, они видят результат и готовы подождать, чтобы дальше жить в красоте и комфорте. Работы в подъездах планируют завершить в апреле, а реставрацию фасадов закончить уже к июлю.

Как уточняется в материале, восстанавливать архитектуру прошлого специалистам помогают технологии будущего. Чтобы максимально точно реставрировать даже самые сложные объекты, применяют методы лазерного 3D-сканирования. При таком обследовании лучше проявляются все архитектурные утраты. На основе сохранившихся элементов декора создается виртуальный чертеж, по которому их можно будет воссоздать в любой момент: отпечатать лекало на 3D-принтере, сделать форму и отлить из гипса. Таким образом гарантируется и сохранность исторического фасада, ведь все работы проходят дистанционно.

«Специальное оборудование - лазерный 3D-сканер в виде комплекса на треноге - снимает точки с фасада, а потом по ним строит трехмерную модель, детальный чертеж, можно сказать, цифровой двойник здания. На основе этой модели ведется проектирование, в том числе проект по данному дому выполнен с помощью цифрового метода. Благодаря BIM-технологиям мы получаем точные чертежи, размеры, параметры, дефектную ведомость и смету. Плюс, программный комплекс позволяет определить конфликты при проектировании. Например, когда инженерные сети могут пересекаться или коммуникации проходят через декор. На обычных чертежах это можно сразу не заметить, а в цифре проблемные точки обозначаются автоматически. Если вдруг проектировщик ошибется, то архитектор его поправит», - добавляет Краснов.

Отмечается, что преимущество виртуального чертежа перед физическим еще и в том, что он не потеряется и не порвется. Все файлы хранятся в специальной базе, поэтому специалисты смогут изучить их и спустя десятилетия.