«Тут все разваливается» Долги, протечки и горы мусора: как несколько тысяч россиян стали заложниками управляющей компании

Коммунальщиками недовольны жители частных и многоквартирных домов по всему миру: из-за безалаберности сотрудников служб ЖКХ люди проваливаются в открытые люки, получают травмы от упавших на голову сосулек, обвариваются в кипятке и нередко гибнут. В России проблема плохого содержания домов и прилегающих территорий зачастую обусловлена не только безответственностью отдельных работников, но и желанием управляющей компании (УК) заработать на наивных жильцах. Схемы бывают разные, но в случае с новостройками УК обычно аффилирована с застройщиком, им назначается, и изгнать ее практически невозможно. В результате свежий дом быстро превращается в проблемный. Так случилось в «Городе набережных» — уникальном жилом комплексе в ближнем Подмосковье. Где за частью местных домов вообще перестали следить, обслуживать и убирать. В разрушающихся на глазах домах продолжают жить люди, неоднократно обращавшиеся за помощью в самые разные инстанции. Жители микрорайона рассказали «Ленте.ру», как полукриминальная УК испортила им жизнь.

«Тут все разваливается» Долги, протечки и горы мусора: как несколько тысяч россиян стали заложниками управляющей компании
© Lenta.ru

«Город набережных» — один из немногих удачных проектов скандально известной компании Urban Group. Жилой комплекс расположен в Московской области, в относительно престижных Химках (город входит в пятерку подмосковных с самой высокой стоимостью жилья). Более двух десятков домов успели сдать в 2013-2015 годах, еще до внезапного банкротства застройщика, считавшегося надежным. Комплекс, больше похожий на небольшой городок, возведен на берегу реки Клязьмы, рядом лес, в 300 метрах — Химкинское водохранилище.

Urban Group, строившая десятки других крупных жилых комплексов в Московской области, обанкротилась много позже, в 2018-м. В июне Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства подал в Арбитражный суд региона исковые заявления о банкротстве пяти компаний-застройщиков группы. Еще до этого была сформирована рабочая группа по защите клиентов Urban Group. Впоследствии стало известно, что в компании выдавали поддельные страховые полисы, то есть люди приобрели квартиры, которые в действительности даже не были застрахованы, поэтому получить компенсацию от застройщика им будет сложно. Решением проблем дольщиков Urban Group теперь занимается Фонд дольщиков, но «Города набережных» в списке проблемных объектов нет — комплекс достроен и заселен.

В микрорайоне, который явно выделяется на фоне остальных новостроек экономкласса дорогой архитектурой (его целиком спроектировал петербургский архитектор Максим Атаянц), продается около трех десятков квартир по цене от 5 миллионов рублей, стандартная «двушка» обойдется примерно в 9 миллионов, «трешка» — в 10-12 миллионов.

«Город набережных» хвалят за внешний вид, развитую инфраструктуру (кроме образовательной), чистый воздух; ругают за недостаточное количество мест для автомобилей, неоднородность социального состава, плохую транспортную доступность, мусор и снег на территории — местные коммунальщики явно не торопятся работать. «Городок с каждым годом становиться все краше, так как жители высаживают цветы и деревья. Главные проблемы — это управляющая компания и парковка автомобилей», — пишет один из пользователей Google-сервиса «Местные эксперты».

«Я купил квартиру в "Городе набережных" и, можно сказать, стал не новоселом, а потерпевшим, — рассказывает один из жителей комплекса (он попросил не указывать его имя). — Несколькими домами в нашем ЖК управляет ООО "УК Территория комфорта Клязьма". Среди очевидных прегрешений этой компании — начисление двойных платежей за жилищно-коммунальные услуги, невыполнение обязанностей по содержанию общего имущества — в частности, крыши не чистятся с октября 2020 года, протечки происходят систематически, а доступа на крыши нет — там черепица, дома не выдерживают нагрузки».

По словам новосела, на заявки диспетчеры УК не реагируют. На письменные заявления, которые писал он лично и члены инициативных групп, тоже нет реакции. «Наша УК банкрот: размер долгов, которые она накопила перед ресурсоснабжающими организациями и другими кредиторами, превышает миллион долларов, — утверждает житель комплекса (в системе СПАРК есть сообщение о признаках банкротства ООО «УК Территория комфорта Клязьма», в картотеке арбитражных дел порядка полусотни исков, по которым УК выступает ответчиком — прим. «Ленты.ру»). — Вскоре должна начаться процедура ее банкротства, поэтому УК не реагирует никаким образом на обращения жильцов. Наши дома — бесхозные. На разные заявки, которые мы подавали в диспетчерскую, никакой реакции не было. Обращались даже в местное управление МЧС — тоже безрезультатно».

Еще в декабре 2020 года члены инициативной группы приняли решение, что несколько домов в составе ЖК откажутся от услуг «УК Территория комфорта Клязьма» и наймут для управления ООО «Азбука Уют» (оно уже обслуживает несколько домов в «Городе набережных»). «Но это решение не было исполнено фактически, и наши дома остались ничейными — за них не отвечает ни старая УК, ни новая, — сетует житель, пожелавший остаться неназванным. — Теперь юридически неподкованные жильцы вынуждены платить по счетам, которые выставляет "УК Территория комфорта Клязьма". Долг у жильцов огромный, у управляющей компании — тоже. Фактически она банкрот, а юридически — нет».

Собеседник рассказал «Ленте.ру», что у УК, например, просто нет сотрудников с полномочиями на ремонт кровли, и потому проблема протечек рискует превратиться в вечную. «Вообще в "Городе набережных" около двух тысяч детей, их родители в основном — сотрудники авиакомпаний и аэропорта Шереметьево. Конечно, они не разбираются в юриспруденции. В микрорайоне не хватает школ. У нас очень красиво, это город-крепость, но как только вы попадаете внутрь, в подъезды, впечатление меняется», — предупреждает житель.

Он не может объяснить, с какой целью дискредитировавшая себя УК продолжает якобы работать на территории жилого комплекса. «Вообще, все ее действия — в частности, вывод средств в пользу других компаний (у нас есть выписки) — это до десяти лет лишения свободы, — утверждает новосел. — То есть резонно было бы наоборот — побыстрее уйти».

Дома, находящиеся под управлением ООО «УК Территория комфорта Клязьма», тем временем обслуживаются кое-как. Свет в местах общего пользования, правда, пока есть, но мусор внутри дома не убирают (снаружи стоят баки), лестницы не моют. Красивые искусственные каналы, задуманные талантливым архитектором, чистят жильцы за собственный счет. «За тепло платежи начисляют абы как, при этом УК просто продолжает кошмарить нас долговыми квитанциями. Часть людей откровенно ведется на это, часть находится в пассивном состоянии, полагая, что бороться с УК не надо, ведь альтернативы якобы нет. А она на самом деле есть. Во-первых, существуют другие компании, уже работающие в нашем ЖК. Есть шанс, что они будут выполнять хотя бы какой-то процент заявок жильцов. Сейчас не выполняется вообще ничего», — заключает собеседник «Ленты.ру».

Жильцы проблемных домов обращались с жалобами в прокуратуру города Химки, Генпрокуратуру, жилищную инспекцию, СМИ. Факт начисления двойных платежей жильцам «Города набережных» установлен Арбитражным судом Москвы. Также подтверждена незаконность выставления счетов, так как договор с УК расторгнут.

Граждане, уставшие от действий (или скорее бездействия) ООО «УК Территория комфорта Клязьма», выступают за создание одного ТСН на весь жилой комплекс «Город набережных» (ТСН — товарищество собственников недвижимости, добровольное объединение собственников недвижимого имущества). Но, по словам некоторых из них, эту инициативу тщательно «закапывают» неизвестные лица (возможно — владельцы квартир в комплексе), проводящие агитационную деятельность в общедомовых чатах.

Инициативная группа опубликовала письмо с разъяснением ситуации на форуме ЖК:

«Мы – собственники уникального жилого комплекса! Это первый и единственный проект такого уровня: прекрасная архитектура, каналы, набережные и прогулочные аллеи. Несколько месяцев назад в "Город набережных" пришла беда. УК перестала обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания! Общее имущество содержится в вопиющем состоянии, а качество коммунальных услуг ужасает! Особую тревогу вызывает необеспечение постоянной готовности инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников! В "Город набережных" приходит разруха. Дворы и подъезды не убираются, оборудование и системы инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества, частично расхищены и регулярно выходят из строя. Дорожки покрыты льдом.

Но усилия УК направлены на борьбу с волеизъявлением собственников! Мы все видим, что в каждом общедомовом чате появился один или два человека, активно высказывающих точку зрения УК. Они цитируют один и тот же текст, повторяют одни и те же фразы вперемешку с оскорблениями и эмоциональными высказываниями, предлагая не торопиться с созданием ТСН. Это неудивительно, ведь ТСН — огромная опасность для недобросовестной УК.

Наш "Город набережных" — единый организм, объединенный сложной структурой инженерных систем, коммуникаций и оборудования. Часть инженерных систем, коммуникаций и оборудования — просто бесхозные, часть оформлена на "дочек", что-то документально даже не введено в эксплуатацию. Очевидно, что обслуживанием нашего ЖК должна заниматься одна УК, поэтому ТСН всех домов действуют согласованно и вместе выбирают одну лицензированную управляющую компанию. <...> Внесем вклад в развитие нашего уникального жилого комплекса! Не допустим произвол УК».

На самом деле от услуг ООО «УК Территория комфорта Клязьма» жильцы уже отказались — еще в декабре 2020-го они проголосовали за расторжение договора с управляющей компанией (протокол собрания есть в распоряжении «Ленты.ру»). Именно после этого УК фактически прекратила обслуживать дома, но полномочия ни жильцам, ни кому-либо еще не передала. Люди, живущие в заброшенных зданиях, жалуются на попустительство чиновников администрации города Химки. По информации жильца, беседовавшего с «Лентой.ру», 4 марта 2021 года приставы описали имущество УК. Генеральный директор фирмы Александр Газенко на связь с жителями не выходит.

«Представители фирмы со своего места не уходят и устрашают жильцов, рассылая им различного рода долговые документы. Причина длительного существования указанной проблемы лежит преимущественно в уголовной плоскости. Кому-то крайне невыгодно уступить управляющей компании, выбранной жильцами ЖК "Город набережных", сбор денежных средств», — предполагает житель. Он подавал соответствующую жалобу в администрацию города. В распоряжении редакции есть ответ, в нем отмечается, что «территория многоквартирных домов находится в надлежащем состоянии». «Администрация города Химки отрицает проблему ненадлежащего состояния комплекса», — констатирует жалобщик.

Тем временем креативные жильцы сняли небольшой хоррор о том, что творится в подземном паркинге одного из домов ЖК: многочисленные лужи, вода, стекающая с потолка и по стенам, отваливающаяся штукатурка. При этом плата за содержание парковки, судя по информации в ролике, составляет 700 рублей в месяц.

О том, что УК фактически бездействует, говорят и другие жители. Большинство из них, правда, предпочли не называть своих имен: одни боятся мести коммунальщиков, другие — бюджетники или сотрудники авиакомпаний — опасаются санкций начальства, третьи просто не хотят открыто участвовать в конфликте.

«В этом году в наших домах были сбои с подачей тепла и горячей воды, — рассказывает одна из жительниц комплекса. — Котлы, установленные на крышах домов, работали в аварийном режиме. Из-за этого вода была еле теплая либо ее не было вовсе. Еще была такая ситуация: из-за сильных снегопадов у нас на территории образовалась колея, и мусоровозы просто не могли заехать, чтобы вывезти отходы. Вот так сотрудники УК чистили межквартальные дороги. У нас очень плохая гидроизоляция, тут грунтовые воды. Часть подвалов и паркинги затапливаются. У меня лично машиноместа нет, но соседи в ужасе. Там вода просто стояла! Входные группы в паркинг в плесени, там все разваливается».

По словам жительницы, в период с декабря по март УК отказывалась даже менять перегоревшие лампочки в паркинге. Кроме того, бич ЖК — мусор. «Все урны переполнены постоянно, — жалуется она. — Не знаю, когда они вообще вывозят мусор. Очень много мусора просто разносится ветром. Очень грязно, особенно сейчас, когда сходит снег. Все тает, летает. Снег у нас минувшей зимой складировали на газоне, поломали кусты. Когда снег сходил с крыши, глыба льда упала на козырек подъезда, проломила черепицу. Уже больше месяца козырек никто не ремонтирует. Фасады домов превращаются в нечто обшарпанное, разваливающееся. Если пишешь жалобу письменно — никакой реакции нет вообще. Если звонишь в диспетчерскую, оставляешь заявку, то могут отреагировать, но не факт».

Частичное спасение жители «Города набережных» нашли на портале «Добродел» — это сервис для жителей Подмосковья, который позволяет, как говорится в описании, «без заполнения бумажных документов и поиска необходимых инстанций взаимодействовать с органами исполнительной власти и решать конкретные проблемы». По сути, это онлайн-книга жалоб. Недовольные граждане начали предъявлять свои претензии УК через этот портал, и коммунальщики уже не могли их игнорировать. «Но доходит до смешного: сделаешь фотографию для "Добродела", и они чистят именно там, где сделан снимок, именно этот пятачок, — только для отчетности», — сетует женщина.

«По закону собственники могут сменить УК, то есть просто выбрать другую путем проведения собраний собственников, но на практике в Химках это сделать не удалось ни одному ЖК, — утверждает другой житель «Города набережных». — Как только жители проводят общее собрание по смене УК, компания через подставных лиц организует и фиктивно проводит новое собрание собственников по возвращению к "нужной" УК. Судебные разбирательства затягиваются на годы. Деньги идут непонятно куда, обслуживание не выполняется».

Жители направили главе ООО «УК Территория Комфорта Клязьма» Александру Газенко досудебную претензию, потребовав передать документы на дома (копия письма есть в распоряжении редакции, она также отправлена в областную жилинспекцию и прокуратуру). Как отмечается в тексте, 26 декабря 2020 года было проведено общее собрание собственников помещений в «Городе набережных», по итогам которого изменен способ управления многоквартирными домами: вместо управляющей компании выбрано «непосредственное управление». Газенко направили уведомление о сделанном выборе, а также просьбу передать техническую документацию. «До настоящего времени ответы на указанные уведомления в адрес собственников помещений МКД не поступали, процесс передачи технической и иной документации не осуществлен», — отмечается в претензии.

Граждане попросили передать бумаги и ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников, до 7 апреля. «В случае повторного отказа передать техническую документацию собственники многоквартирного дома уведомляют вас о намерении обратиться в суд для защиты интересов», — говорится в письме.

«Лента.ру» обратилась в ООО «УК Территория комфорта Клязьма» за комментарием по поводу обоснованности жалоб жителей ЖК «Город набережных», но на момент публикации материала ответа не получила.

В Государственной жилищной инспекции Московской области «Ленте.ру» заявили, что по жалобам жителей «Города набережных» на действия УК проводились проверки, компании выданы предписания на устранение выявленных нарушений. Что касается решения собственников об отказе от услуг «УК Территория комфорта Клязьма», в инспекцию поступили материалы проведенных собраний по вопросу перехода на непосредственное управление домами. «Однако заявления об исключении сведений из реестра лицензий Московской области об управлении вышеуказанными МКД обществом «УК Территория комфорта Клязьма» до настоящего времени в адрес Госжилинспекции Московской области не поступали», — сообщили в ведомстве.