Арбитражный управляющий объяснил, может ли личное банкротство спасти от «субсидиарки»
С 1 октября 2015 года введена процедура банкротства физических лиц. Но спасет ли личное банкротство от «субсидиарки»*? На этот вопрос «Слово и Дело» ответил управляющий партнер УК «Блохин & партнеры» и арбитражный управляющий Максим Блохин.
По словам спикера, пункт 6 ст. 213.28 закона устанавливает пожизненную возможность взыскания долгов, возникших при привлечении гражданина к субсидиарной ответственности в случае банкротства подконтрольного юридического лица и при возмещении причиненных им убытков.
Участники и руководители признанного банкротом общества, которые были привлечены к субсидиарной ответственности, не смогут избавиться от долга по субсидиарке. Такой долг, к сожалению, списать нельзя, объясняет эксперт.
Но можно обезопасить себя, если помнить некоторые важные моменты. Во-первых, стоит учитывать, что о сделки по выводу активов незадолго до процедуры банкротства увеличивают риск привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.
Во-вторых, всегда нужно продумывать деловую цель (экономическое обоснование) совершения реорганизации или сделок по отчуждению имущества должника, обоснование выбора контрагента, а также не пренебрегать оспариванием решений налоговых органов в суде.
«В то же время важно не совершать операции по выводу активов напрямую с фирмами-однодневками, в противном случае доказать добросовестность и разумность действий будет невозможно».
В-третьих, в случае, если заключенная должником сделка была явно невыгодной, пытаться обосновать то, что эта сделка была частью взаимосвязанных сделок с общей хозяйственной целью, по итогам которых предполагалось получение выгоды, или такая сделка была заключена для предотвращения еще большего ущерба компании.
С другой стороны — стороны кредиторов — необходимо понимать, что больше шансов привлечь контролирующее лицо к ответственности можно в следующих случаях:
Доказаны факты недобросовестности контролирующего лица. Например, совершение сделок с недобросовестными контрагентами, приведшие к образованию задолженности у должника, создание других организаций для того, чтобы уклониться от уплаты долгов и др. Контролирующее лицо нарушило формальные требования закона: • не подано / несвоевременно подано заявление о банкротстве. • нарушение во введении или хранении документов бухгалтерской отчетности должника либо их непредоставление арбитражному управляющему. Должник был привлечен к уголовной, административной или уголовной ответственности, в результате чего у должника возникло обязательство по выплате задолженности, которая превышает 50% от общей суммы требований кредиторов третьей очереди.
«Таким образом, мы видим, что комплексное изменение законодательства и судебной практики делает все более понятной процедуру погашения задолженности организации-банкрота, в том числе за счет имущества учредителей. Недаром в ходе предпроверочного анализа кандидатов для проведения выездной налоговой проверки изучается имущество не только самой организации, но и учредителей, их родственников», — подытожил спикер.
*Субсидиарная ответственность – это ответственность физического и юридического лица по долгам контролируемого им юридического лица. То есть в определенных случаях директор или акционер рискуют ответить своим личным имуществом по долгам компании. Такая ответственность может наступить в том случае, если компанию довели до банкротства при нарушении обязанности подать заявление о банкротстве или при нарушении законодательства РФ о банкротстве