«Зимой рубила лёд»: как живёт под Черняховском мать восьмерых детей, у которой сгорел дом
48-летняя Татьяна Карпухина живёт на развалинах родного дома. Она не может бросить хозяйство, которое кормит большую семью. Корреспонденты «Клопс» отправились в Родниково, чтобы выяснить, почему кавалер ордена «Родительская слава» и медали «Материнская слава» вынуждена ютиться на пепелище.
История одной семьи
В Родниково не ходят автобусы, а ближайший поселковый ФАП закрылся в прошлом году после смерти фельдшера.
Дом Карпухиных — на окраине села. У ворот нас встречает Татьяна — тихая женщина с измученным взглядом. В глаза сразу же бросается груда кирпичей посреди двора: всё что осталось от жилья.
Больше десяти лет многодетной семье выделили немецкий двухэтажный дом с солидным участком земли. Супруги с энтузиазмом взялись за обустройство: отремонтировали жильё, разбили огород, завели сад, теплицы, птицу и пасеку.
В 2011 году отца семейства не стало: у 42-летнего мужчины случился инсульт. Сразу после этого у одной из дочерей начались проблемы со здоровьем. На нервной почве девочка начала терять зрение и почти полностью ослепла.
В 2019-м у семьи сгорел дом: коротнула проводка. Огонь уничтожил здание изнутри, обгоревшие стены рухнули после минувшей зимы. После пожара администрация выделила Карпухиным жильё в черняховском маневренном фонде: квартиру площадью 55, 6 кв. м, в которой Татьяна поселилась с пятью детьми.
«Запретила приезжать: вдруг коронавирус»
За хозяйством в Родниково по очереди присматривали Татьяна и один из сыновей — Даниил. Потом парня забрали в армию, и все заботы легли на плечи матери. Татьяна поставила в уцелевшей бане кровать, стол и буржуйку. Постройка не утеплена, и даже в жаркий день там сыро и прохладно.
В этом году выдались лютые морозы. Птицу поить, кормить надо. Вода в трубах замёрзла, так я ходила к реке рубить лёд. Как Робинзон.
Заболела, так в бане и осталась. Ко мне только дочь и приезжала, она медик, выходила меня. Полтора месяца я тут лежала и другим детям запретила приезжать: вдруг коронавирус».
Татьяне приходится в одиночку отбиваться от местных мародёров: «Ночами они ломятся в ворота. Тогда я встаю на скамейку и кричу на них. Помогает: уходят, видят, что дом под присмотром. А так бы растащили всё что плохо лежит».
Уже не многодетная
В маневренном фонде остались двое детей, те, что постарше, снимают жильё. Зарплаты в области небольшие — всё на аренду и уходит. Помочь матери по хозяйству ребята могут только в выходные.
После смерти мужа нас объединил дом. Порой денег не было: зарезал курочку, набрал овощей, сварил картошки — и все сыты. Вместе вели хозяйство, а сейчас каждый крутится как может.
Сразу после пожара в горадминистрации вдове обещали построить жильё. Полтора года проект проходил различные экспертизы и согласования. Когда уже всё было готово, оказалось, что Татьяна больше не многодетная мать: дети выросли — значит, домик надо поскромней.
«Вроде нас так много, но своими силами дом мы построить не сможем и продать не вариант. Земля в глубинке неинтересна никому. Да и не готова я оставить дом.
Тут всё напоминает о муже. Растёт виноград, который он сажал, стоит его пасека. Мы прожили 20 счастливых лет.
Я домохозяйка и большую часть жизни провела в декретах, что ещё я могу кроме работы на земле? Теперь мне совершенно некуда деться».
Татьяна боится, что не дождётся жилья, если начнут переделывать проект. Пока она оформила пособие по уходу за дочерью-инвалидом, плюс пенсия по потере кормильца — вот и все доходы вдовы.
Что говорят в администрации
В мэрии Черняховска «Клопс» рассказали, что проектно-сметная документация на строительство нового дома готова и прошла экспертизу. В администрации перечислили, какую помощь оказывали Карпухиным:
Ноябрь 2019-го: 100 000 рублей на приобретение вещей, единовременная выплата из областного и местного бюджетов — 33 000 рублей, после пожара для семьи купили мебель, постельное бельё, выдали подержанную одежду и учебники для двух детей.Июнь 2020-го: 100 000 рублей на личное подсобное хозяйство — так называемый социальный контракт. На эти деньги Татьяна купила материалы для установки теплиц и технику.
«Клопс» не раз писал о многодетной семье Карпухиных. Подробнее их историю можно прочитать в этих материалах.