Что делать, если качество капремонта хромает

Представители жильцов, которые сами нанимают подрядчиков для капитального ремонта лифтов, труб и крыш в доме, могут не заметить недочётов, принимая работы, а позже доказать что-то будет сложно, ведь акт уже подписан. Поэтому в Костромской областной думе предложили дать субъектам РФ право устанавливать свои правила приёмки и привлекать для этого профессионалов. Тем временем жильцам уже доступны несколько способов решения проблем с качеством капремонта. Куда можно обратиться и как не попасть на удочку недобросовестных подрядчиков, разбиралась «Парламентская газета».

Что делать, если качество капремонта хромает
© Парламентская газета

Кто отвечает за работы

Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, например лифта, крыши, фундамента или стояков водопровода, оплачивают владельцы квартир. Сумму указывают в платёжках отдельной строкой, например в Москве ежемесячно начисляют минимум по 19,52 рубля за каждый квадратный метр, а в Ставрополье - 8,63 рубля. Не нужно вносить деньги только льготникам, например людям старше 80 лет или тем, кто живёт в аварийном доме под снос.

При этом копить деньги жильцы могут либо в фонде капитального строительства региона или на специальном счёте в банке. Региональный фонд — это общий котёл, в котором аккумулируют взносы жителей разных домов и распределяют между зданиями, которые пришла пора ремонтировать. Фонд должен сам нанимать подрядчиков, контролировать качество и сроки работ, принимать результат, а потом в течение пяти лет отвечать перед жителями за допущенные изъяны.

Специальный счёт - это собственная копилка дома. Товарищество собственников жилья может открыть счёт в уполномоченном банке самостоятельно или поручить сделать это управляющей компании. При этом именно владелец депозита должен организовать капремонт.

Какой бы способ ни выбрали жильцы, у них есть права. Они могут на общем собрании решить, что пришло время обновить здание. Правда, если они так не решат, а предельные сроки, указанные в региональной программе капремонта, будут поджимать, дом всё равно начнут ремонтировать по решению местных властей. Что и когда должны обновить в конкретном здании, можно посмотреть в разделе «Капитальный ремонт МКД» на специальном сайте.

За полгода до начала работ на суд жильцов обязаны вынести объёмы, предельную стоимость, сроки капремонта. В протоколе, который владельцы квартир должны оформить, обсудив предложения, нужно обязательно указать, кто станет принимать работы от имени жильцов.

Если результат не ахти

В любой непонятной ситуации, если, например, подрядчики ушли и оставили без внимания шов между панелями или обветшалую проводку, можно обратиться к заказчику работ. Если за капремонт отвечает региональный фонд, пожаловаться можно на горячую линию, номер которой должен быть указан на сайте каждого регоператора. «Так как по закону предусмотрен пятилетний гарантийный период, в течение этого времени подрядчики несут ответственность перед фондом, а фонд — перед жителями», — пояснила исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ контроль», член Общественной палаты РФ Светлана Разворотнева.

Если же жильцы копят деньги на специальном счёте, с претензией можно обратиться в ТСЖ или УК в зависимости от того, кто из них открывал депозит в банке. Но добиться, чтобы изъяны исправили, а ущерб возместили, будет сложно, если изначально не составить грамотный договор с подрядчиком, отметила Разворотнева. Например, если не указать в договоре гарантийный период, вряд ли смогут помочь хоть в одной инстанции.

Также эксперт посоветовала представителям жильцов, которых выбрали, чтобы следить за капремонтом, не подписывать акт приёмки раньше времени.

«Пока работы не примут, подрядчики не получат деньги. Так что иногда они приходят и упрашивают: подпишите сейчас, а потом мы всё доделаем. Документы подписывают, а они уходят и не возвращаются, а иногда и банкротятся», — пояснила Разворотнева.

Проверить, какая структура отвечает за капремонт в конкретном доме, можно на сайте https://www.reformagkh.ru/, введя адрес здания и перейдя в раздел «Паспорт». Там же можно узнать, кого уполномочили контролировать и принимать работы, заглянув в загруженные протоколы общих собраний жильцов. Через этого человека можно попытаться воздействовать на рабочих, которые, например, слишком сильно шумят или не убирают за собой.

Пока идёт ремонт, с подрядными организациями можно поговорить и напрямую, позвонив по номерам, указанным на установленных в доме табличках, рассказали РИА «Новости» в Фонде капремонта Москвы. Кроме этого, жалобы принимают в единой справочной службе мэрии и городской комиссии по общественному контролю региональной программы капремонта. Следить, как идут дела, обязаны и муниципальные депутаты.

Каждый житель, которого не устраивает качество ремонта в доме, может обратиться в жилищную инспекцию своего региона, администрацию муниципалитета или правительство региона, сказал «Парламентской газете» член Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Виктор Шрейдер.

Если же ничего не возымело эффект, а ущерб нанесён серьёзный, можно подать обращение в прокуратуру, в том числе через портал госуслуг, или иск в суд, добавила Светлана Разворотнева.

Правила меняют

Чтобы избавить жителей и местные власти от неприятных сюрпризов, когда ремонт вроде сделали, а внутридомовые системы не работают и протекает крыша, в Костромской областной думе предложили дать регионам право устанавливать порядок приёмки. Ведь у людей, которые от имени жильцов заключают договоры с подрядчиками, например старших по дому, не всегда достаточно квалификации, чтобы оценить качество проделанных работ, сказал «Парламентской газете» заместитель председателя Костромской областной думы Иван Богданов.

Неочевидные ошибки могут вскрыться только спустя несколько месяцев. К тому же если капремонт организуют управляющие компании, есть риск, что они потратят деньги не на капитальный, а на текущий ремонт, говорится в пояснительной записке к законопроекту. А новые полномочия позволили бы регионам создать механизм защиты интересов жителей — профессиональные комиссии, которые будут проверять фактические объём и качество выполненных работ во время приёмки. 

«Мы, например, хотели бы включить в комиссию представителей Департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области, профильного управления муниципального образования, где находится дом, а по согласованию и представителя регионального оператора — Фонда капитального ремонта нашего региона», — рассказал Богданов.

Он отметил, что речь идёт об интересах большого количества людей — в среднем в Центральном федеральном округе деньги на спецсчетах копят жители 10 процентов многоквартирных домов, а в Костромской области — больше 60 процентов.

Если, кроме жителей дома, в проверке проделанных работ будут участвовать профессионалы, это будет большим плюсом, считает депутат Госдумы Виктор Шрейдер. «На самом деле возникают вопросы к качеству ремонта, а старшему по дому либо представителю домового комитета, если они не специалисты, сложно оценить качество», — согласился он.

А Светлана Разворотнева видит основную проблему в том, что люди, которые копят деньги на спецсчетах, предоставлены сами себе с самого начала. Им не выделяют, как региональным фондам, деньги на проведение экспертизы и другие задачи, не всегда помогают правильно составить нужные соглашения. Только в некоторых регионах фонды капремонта оказывают методическую поддержку тем, кто открывает спецсчета, но такую помощь нужно сделать обязательной, считает эксперт. «Если мы говорим, что спецсчета — это наше будущее, правильный подход, который выбирают ответственные собственники, то их надо как минимум поддерживать в этом направлении», — отметила член Общественной палаты.