Войти в почту

Гаражным объединениям хотят дать права ТСЖ

Более 36 тысяч существующих в России гаражных объединений в скором времени могут зажить по новым правилам: их члены сами решат, как использовать проезды, мойки, ремонтные боксы и другие объекты на территории гаражей. Внесённый в Госдуму законопроект защитит права собственников машино-мест, оградит гаражи от сноса, считают опрошенные «Парламентской газетой» эксперты.

Гаражным объединениям хотят дать права ТСЖ
© Парламентская газета

Что такое гараж

В России числится до 4,5 млн незарегистрированных объектов недвижимости, которые можно отнести к гаражам. Назвать точное их число не представляется возможным, поскольку в российском законодательстве нет определения гаража. Большое количество таких объектов не оформлено в собственность, и люди пользуются ими на птичьих правах, что не позволяет им распорядиться имуществом — продать или передать по наследству, отмечал председатель Госдумы Вячеслав Володин 16 марта при рассмотрении на пленарном заседании закона о гаражной амнистии.

Этот закон, позволяющий гражданам в упрощённом порядке стать полноценными собственниками гаражей, вступит в силу 1 сентября. В его продолжение глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников и первый вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак 15 июня внесли на рассмотрение палаты проект закона «О гаражных объединениях».

Авторы указывают на проблемы, связанные с отсутствием комплексного правового регулирования участия объектов гаражного строительства в гражданском обороте, а также прав и обязанностей их членов. Как результат — непонятная схема управления в гаражных объединениях, проблемы с использованием общего имущества, неоднозначное разрешение споров в судебном порядке.

Законопроект предлагает общий подход к определению объекта, предназначенного для стоянки и хранения транспортных средств, государственной регистрации прав на него. Вводятся такие понятия, как гаражный комплекс, гараж, место хранения транспортного средства, то есть машино-место. Документ закрепляет положения о доле каждого собственника гаража или машино-места в праве собственности на общее имущество, определяет перечень общего имущества собственников и основы его использования.

«Законопроект завершает комплексное регулирование гаражной сферы, снимает правовую неопределённость и позволит обеспечить защиту права собственности владельцев гаражей, а также возможность комфортного использования транспортных средств», — отметил Павел Крашенинников в комментарии, распространённом его пресс-службой.

Собственник значит управленец

Согласно законопроекту, формами объединения владельцев машино-мест могут быть гаражный кооператив как вид потребительского кооператива, и гаражное товарищество — как вид товарищества собственников недвижимости. Предусматривается структура органов управления этих объединений, порядок их избрания, компетенция и ответственность за принятие решений.

С принятием закона регулирование гаражной сферы будет сродни жилищной, где для каждой формы объединения чётко прописаны права и обязанности участников, считает адвокат, вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский.

«Обретая право собственности, владелец гаража может принимать полноценное участие в жизни объединения», — сказал «Парламентской газете» Ольшанский.

Однако, как отметил эксперт, в зависимости от формы управления, порядок определения результатов голосования может различаться. Так, в кооперативе голосует каждый его член, а в товариществе собственников учитывается доля владения имуществом. «Предполагается, что в гаражно-строительном кооперативе владельцы равны, будь у каждого хоть по пять гаражей, а в товариществе собственников — у кого площадей больше, того и голос значимее», — объяснил адвокат.

Защита от сноса

Земельные вопросы — одни из самых актуальных в гаражных объединениях. На днях в Симферополе местный Госкомрегистр оштрафовал гаражный кооператив на крупную сумму, поскольку некоторые члены стали вести на его территории коммерческую деятельность, что противоречило виду разрешённого использования земли.

Ответственность за нарушения земельного законодательства на территории гаражных кооперативов по закону несут юридические лица, приводит напоминание зампредседателя Госкомрегистра Александра Костюка сайт ведомства. По словам чиновника, ключевой вопрос в таких случаях — позиция правления кооператива и членов некоммерческого объединения. Если члены кооператива занимаются коммерцией в гаражах самовольно, правлению следует направить претензию в письменном виде, уведомив о недопустимости нарушений закона. Игнорирование требований правления послужит поводом для обращения в суд, разрыва договорных отношений и направления жалобы в иные проверяющие инстанции. При принятии необходимых мер по устранению нарушений юрлицо может быть освобождено от административной ответственности.

Описанная схема работает лишь в том случае, если в кооперативе избраны органы управления, и члены правления занимают активную позицию. Но часто ответственные лица лишь числятся в документах для галочки, а кооперативы копят долги и никак не защищают своих участников.

«Чёткие определения, функции и ответственность правления помогут гаражным объединениям отстаивать свои права, в первую, очередь на сохранение имущества. Гараж будет труднее убрать с лица земли под незначительным предлогом», — считает адвокат Леонид Ольшанский.