Войти в почту

ПОЧТИ ПО ГОГОЛЮ, или Как унтер-офицерская вдова сама себя высекла

Сегодня мы завершаем цикл материалов об обязанностях по содержанию контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и прилегающей территории. Вопрос не праздный, так как касается практически всех читателей газеты.

ПОЧТИ ПО ГОГОЛЮ, или Как унтер-офицерская вдова сама себя высекла
© Новый Омск

Напомним, что конец прошлой публикации был посвящён детективной истории о том, как принадлежавшие десятки лет жильцам многоквартирных домов контейнерные площадки в одночасье стали муниципальными с помощью ловкости рук работников департамента имущественных отношений администрации Омска.

Юридический ликбез

А расстались мы в 2012 году, когда департамент изъял эти самые площадки из общей собственности, пытается поставить их на кадастровый учёт, а народ, почуяв, что воруют средь бела дня, косяком пошёл в суды.

При этом формальная суть нарушений закона при изъятии из двора контейнерной площадки (речь не о физическом её уничтожении, а о том, что эту часть участка под домом администрация города просто вырезала из схемы двора и присвоила себе) в следующем.

1. Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учётом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий; проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются в том числе границы застроенных земельных участков (пункты 4 и 5 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ в редакции того периода).

«Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учётом фактического землепользования

в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства» (часть 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ в редакции того периода). Вряд ли кто будет спорить, что к каждому дому сразу при сдаче оборудовалась помойка - по-научному это и называется «фактическое землепользование». Вы же десятки лет мусор туда носили, значит, она ваша.

2. Первое положение - общее. Но есть ещё один принципиальный момент, который нарушили городские чиновники. В каждом поселении, в Омске и в муниципальных районах области в том числе, есть так называемые Правила землепользования и застройки. Данный документ согласно Градостроительному кодексу РФ является вторым по правовой значимости после Генерального плана развития поселения документом.

Решением Омского городского совета от 10.12.2008 года № 201 утверждены «Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области», в которых указано:

«Настоящие Правила обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также должностными лицами, осуществляющими, регулирующими и контролирующими землепользование и застройку на территории города Омска». То есть никто на территории города Омска эти самые Правила нарушать не должен, даже если очень хочется.

Одним из центральных понятий Правил являются «виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства». Под этим понимаются виды деятельности, объекты, осуществлять и размещать которые соответственно разрешено на земельных участках. Уточним, что «Виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства включают основные виды разрешённого использования, условно разрешённые виды использования, вспомогательные виды разрешённого использования».

В свою очередь, «вспомогательные виды разрешённого использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешённого использования и условно разрешённым видам использования и осуществляемые совместно с ними». Из этого следует, что дополнительный вид разрешённого использования земельного участка сам по себе быть не может, а лишь привязан к основному виду использования участка.

Конкретные виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства в разных зонах Омска приведены в специальной таблице к статье 42. Но нигде в таблице нет такого разрешённого вида использования земельного участка, как «для размещения объектов коммунального хозяйства (площадка контейнеров для твёрдых бытовых отходов)». А ведь именно такой вид использования указал департамент имущественных отношений. Его нет в принципе - он существовал только в мозгах муниципальных чиновников.

Далее в статье 43 Правил перечисляются вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков:

«Для всех объектов основных и условно разрешённых видов использования вспомогательными видами разрешённого использования являются следующие:

- гостевые открытые автостоянки для временного пребывания автотранспорта;

- объекты пожарной охраны, в том числе гидранты, резервуары, пожарные водоёмы;

- объекты благоустройства, в том числе фонтаны, памятники, малые архитектурные формы, детские площадки, площадки для отдыха;

- площадки хозяйственные, в том числе площадки для мусоросборников и площадки для выгула собак;

- зелёные насаждения;

- общественные туалеты».

«Суммарная общая площадь территории, занимаемая объектами вспомогательных видов разрешённого использования, расположенных на территории одного земельного участка, не должна превышать 25 процентов общей площади территории соответствующего земельного участка». Поясню. Когда помойку вырезали из двора, получилось, что она занимает не 25 процентов, а все 100 процентов вновь сформированного участка.

Иными словами, эти площадки юридически никак не могли рассматриваться как отдельные самостоятельные объекты. А все юридические моменты привёл для того, чтобы вы знали, на что имеете право, если собрание решит вот такие объекты оборудовать на участке под домом, и никто не может запретить.

Исторический ликбез

У некоторых читателей может возникнуть вопрос: а зачем нам про 2012 год, если на дворе 2021? Нужно знать, как всё происходило в действительности, - а вдруг начнут навязывать брать в бесплатное пользование у муниципалитета площадки? Будет чем аргументировать при своём отказе.

Впрочем, вернёмся к истории. Пока шли суды, люди параллельно стали обращаться к депутатам. Весной 2012 года депутаты горсовета Евгений Аронов, Сергей Дроздов, Александр Иванов, Юрий Федотов от профильного комитета выносят на заседание горсовета и депутаты большинством голосов утверждают запрос администрации города с требованием вернуть жильцам незаконно отобранные контейнерные площадки и детские игровые площадки и наказать виновных. При обсуждении этого вопроса представлявший администрацию руководитель департамента имущественных отношений Вадим Меренков, возражая депутатам, указал, что в судах мэрия победит жильцов. На что депутат Валерий Кокорин произнёс свою крылатую фразу: «Вы с кем судиться собрались - с народом судиться собрались?!».

Вот что, в частности, утвердили депутаты: «В данном случае без решения суда имущество частных лиц было неправомерно, без ведома законных собственников уничтожено, а земельный участок, где оно размещалось, включён в состав муниципального имущества города Омска, что является грубым нарушением прав и свобод граждан». Запрос утвердили, но тогдашняя и. о. мэра города на него никак не отреагировала. Получилось так, что творца этих земельных участков Вадима Меренкова за его творческую работу в департаменте родина наградила пятью с половиной годами лишения свободы.

Прошли выборы, и мэр города Вячеслав Двораковский во всеуслышание по телевизору пообещал решить вопрос миром. Создаётся комиссия под председательством первого вице-мэра Александра Поповцева. В 2013-2014 годах она рассматривает более 200 заявлений о неправильном формировании участков под домами, в том числе по площадкам. Большинство из них подтвердились, и все документы со схемами и решениями собраний и сейчас находятся в департаменте имущественных отношений вместе с решениями межведомственной комиссии.

Победа? Отнюдь нет - теперь на пути возврата контейнерных площадок встал новый руководитель департамента Сергей Хорошилов (кстати, он так же, как и Меренков, попал на нары за махинации с землёй, правда, срок у него меньше - только три года), который отказался подписывать соответствующие бумаги.

Себе вырыли яму?

Все эти годы мы добивались завершения работы, тем более что Росреестр был готов внести необходимые изменения в границы участков под домами.

И тут - синяя птица счастья летит прямо к нам в руки: принимается закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», включающий статью 8, которую мы цитировали в первой публикации цикла - администрация отвечает за площадки на принадлежащей ей или ничейной земле.

Ну точно как в комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор», где унтер-офицерская вдова «сама себя высекла»: хотели надуть жильцов, забрав землю под помойками, чтобы мы аренду платили, а повернулось вот как - теперь администрация сама должна их оборудовать и за ними следить.

Когда выходит закон, делаю последнюю попытку всё-таки добиться справедливости. Конечно, можно сколько угодно смеяться, вспоминая поговорку «не рой другому яму», но всё-таки правильно, если землю под контейнерными площадками вернут, мы будем иметь целостные участки под домами и за этими площадками ухаживать. Это - часть нашей собственности.

В июне 2018 года меня приняла новый мэр Оксана Николаевна Фадина.Обсуждался и данный вопрос. Я пояснил, что через полгода администрация будет иметь счастье обслуживать более 200 отнятых у жильцов площадок. Тогдашнему директору департамента имущественных отношений Денису Денежкину поручили проработать вопрос. Но ни проработать, ни вообще поработать ему не удалось - вскоре он был освобождён от должности и попал под следствие за… - правильно, угадали - за махинации с земельными участками. Срок ему пока не определили.

Действительно, когда всем этим горе-руководителям департамента имущественных отношений было заниматься какими-то помойками жильцов - тут свои делишки обтяпать успеть, пока не посадили.

Здесь ещё не пишем про более 800 многоквартирных домов города. Под ними в нарушение федерального законодательства вообще до сих пор не сформировано никакого участка - там тоже за контейнерную площадку отвечает администрация - раз участок не сформирован.

Что ж, будем надеяться уж не на порядочность, а просто на здравый смысл чиновников: если не хотят и дальше тратить средства и время на обслуживание контейнерных площадок - пошевелятся и вернут жильцам отобранную у них собственность.