Фадина. Итоги: финансы

Что в свое время «досталось» Фадиной

Фадина. Итоги: финансы
© Новый Омск

В Омске уже сложилась своего рода традиция: каждый новый мэр вынужден искать пути решения проблем, накопившихся при его предшественнике. Особенно сложно приходится, если проблемы были по большей части финансовые.

При мэре Вячеславе Двораковском расходы существенно превышали доходы, муниципальный долг неуклонно рос, а выделенных средств едва хватало на полноценное удовлетворение базовых потребностей города.

Восполнять дефицит бюджета приходилось в основном посредством новых кредитов, которые существенно повышали долговую нагрузку. Ситуация также осложнялась напряженными взаимоотношениями между городской и областной властью – добиться выделения дополнительного финансирования на отдельные нужды Омска было не просто.

Летом 2017 года Двораковский покинул свой пост. Власть долго искала ему замену и сошлась на компромиссной фигуре - министре экономики области - Оксане Фадиной. Ее приход на пост градоначальника тут же прервал многолетнюю традицию противостояния мэра и губернатора, что также всегда негативно сказывалось на бюджете города. 8 декабря 2017 года Оксана Фадина приняла присягу и вступила в должность.

Новая метла по новому метет?

На последнем заседании городского Совета депутаты внесли очередные поправки в бюджет. Впервые в новейшей истории расходы казны на развитие Омска и социальные цели превысили 25 миллиардов рублей. При Двораковском расходы бюджета в 2017 году едва превышали 16 млрд рублей. Скептики нередко говорят о том, что бюджет за эти почти четыре года вырос лишь благодаря федеральным субсидиям. Казалось бы, какая в этом заслуга мэрии? Однако на деле конкуренция за эти деньги между всеми российскими регионами огромная, поэтому любой городской администрации приходится каждый раз проделывать тяжелую работу для того, чтобы «выиграть битву» за федеральные транши. По сути чиновникам приходится полностью перестраивать логику работы бюджетной системы.

Саяпин Алексей,Депутат Омского городского Совета, член комитета по финансово-бюджетным вопросамТенденции при Оксане Николаевне позитивные. У нас начали активно строиться и сдаваться школы и детские сады. При Двораковском их тоже делали, но в меньшем количестве. Теперь же у нас выполнены еще и многочисленные проектно-изыскательские работы для новых объектов социальной сферы.

Например, обязательным условием для получения федеральной субсидии является софинансирование. И средства на проектно-изыскательские работы муниципалитет зачастую должен находить у себя. В связи с этим бюджетная политика города в целом должна быть выстроена таким образом, чтобы имелись резервные деньги, которые в любой момент приходится потратить на участие в том или ином масштабном проекте.

Это другая экономика, совершенно новый для Омска подход к формированию бюджета, и, похоже, что его Фадиной как раз-таки удалось освоить. Ведь Федерация могла бы не выделить средства на многие нужды города, если бы работа на местах была провалена. Но только за минувший год наш город принял участие в 7 национальных проектах, а объем их финансирования вырос почти вдвое с 2018 года.

Рекордный бюджет

Оценим более наглядно, насколько успешно первая омская женщина-градоначальник справлялась со своими обязанностями в сфере бюджетной политики. 14 июля состоялось очередное заседание Омского горсовета, по итогам которого расходная часть городского бюджета достигла 25,08 млрд рублей.

Опыт работы Оксаны Фадиной в региональном Министерстве экономики положительно сказался на понимании экономики города, и команда действующего мэра побила своего рода рекорд – никогда ранее на развитие Омска в течение года не направлялось более 25 млрд рублей.

Шкуренко Виктор, предприниматель, гендиректор ООО «Торговый дом Шкуренко»О работе руководителя нужно судить по его делам, хотя и чисто эмоционально мне Фадина импонирует. Она пришла на пост мэра из министерства экономики и поэтому видна ее глубокая компетенция в вопросах финансов, законотворчества и текущих хозяйственных дел, чувствуется ее вовлеченность в процессы. На момент ее назначения на пост мэра бюджет был 15 миллиардов, а сейчас он уже 25 миллиардов. То есть наглядно, в цифрах мы видим, что есть рост. И это важно.

Однако вопрос остается - 25 миллиардов - хорошо это или плохо? Ведь муниципальный долг пока никуда не делся, как и обязательства по капитальному ремонту так называемых судебных домов.

Но стоит отметить, что долговая нагрузка муниципалитета с 2016 по 2020 годы в процентном соотношении снизилась на 6,3%. Так, только за 2020 год муниципальный долг уменьшился больше, чем вдвое – с 13 до 5,5 млрд рублей, а экономия на его обслуживание составила 83,2 млн рублей. Количество же судебных актов об обязании провести капитальный ремонт многоэтажек уменьшилось с 621 до 313 штук за период с 2018 по 2021 годы. В общей сложности за это время удалось отремонтировать более 500 домов.

Куда именно идут деньги

Основная задача мэра города – обеспечить благоприятные и комфортные условия для жизни его жителей. Получается ли у Фадиной? Подавляющее большинство расходов бюджета - 95,8% в 2020 году – направляется на реализацию муниципальных программ города Омска.

Так, только в 2020 году было потрачено более 11,5 млрд рублей на развитие образовательной сферы. Однако средств все еще не хватает на капитальные и текущие ремонты, на закупку дополнительных книг детям, на достойные зарплаты учителям.

Инна Гомолко,Депутат Омского городского Совета, член комитета по финансово-бюджетным вопросамНи для кого не секрет, что большую часть нашего бюджета «съедает» образовательная сфера. Это важные траты для города, но мы вместе с городской администрацией следим за эффективностью расходования ресурсов, чтобы не допустить распыления денег. Оксана Николаевна помогает и моему округу, и всему городу. Видно, на что именно идут средства, будь то ремонт кровли или новые парты для наших школ. Ведь школа - это второй дом, и наша задача сделать так, чтобы детям было комфортно находиться там.

За прошедший год 20 культурных объектов преобразились за счет муниципальных средств, среди которых значимую часть занимают детские школы искусств. А наиболее обширную часть инвестиционного портфеля на данный момент составляют 5 проектов по строительству гостиниц – все они находятся на сопровождении горадминистрации.

Транспортная реформа

Введение безналичной оплаты, установка теплых остановок, появление магистральных маршрутов, масштабное обновление транспортных парков – все это стало частью Омска за последние 3,5 года. Не все остались довольны нововведениями, однако основная проблема городского транспорта была не на виду у пассажиров. Весной 2018 года автобусы могли не доехать с линии в автопарк из-за нехватки топлива или поломок, но к концу 2020 года кредиторская задолженность предприятий городского пассажирского транспорта снизилась практически вдвое.

Алексей Ложкин, Депутат Омского городского Совета, член комитета по финансово-бюджетным вопросаммОбновление транспорта было давно назревшим вопросом. Потому что на 2018 год, когда пришла Оксана Николаевна Фадина, износ по каждому виду транспорта составлял свыше 90%. Это была вынужденная мера, и наши муниципальные предприятия не смогли бы выполнять свои функции со столь обветшалым автопарком. Машины выходили в рейс, ломались и возвращались в гараж. Поэтому обновление транспорта было необходимостью, иначе бы весь город встал.

При содействии Оксаны Фадиной было приобретено 326 единиц транспорта. Только в 2020-м для Омска закупили 33 новых троллейбуса, 24 трамвая и 20 автобусов большого класса. Снижение износа транспорта в зависимости от его вида достигло 17-44%, и даже скептики согласны с тем, что реформа в этой сфере была просто необходима.

Заключение

Безусловно, при Фадиной в Омске произошло финансовое оздоровление и ее заслуга в привлечении федеральных средств есть. Она доказала, что умеет работать с дополнительными доходами. Но как это отразится на новом мэре? Будет ли продолжена действующая бюджетная политика или нас ждет новый передел? «Новый Омск» будет следить за развитием событий.