Минфин предложил продавать конфискованное роскошное жилье

Минфин разработал законопроект, разрешающий продажу конфискованного в пользу государства роскошного жилья, включая выморочное (осталось после умершего и на которое никто не претендует) или признанное бесхозным. Документ вносит изменения в статью 1151 части 3 Гражданского кодекса России («Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в собственность РФ»).

Минфин предложил продавать конфискованное роскошное жилье
© Daily Storm

«Продаже подлежат жилые помещения, относящиеся к категории роскошного жилья, конфискованные и обращенные на основании судебного решения в собственность РФ, а также поступившие в собственность РФ… в порядке наследования, в результате совершения сделок либо признания их бесхозяйным или выморочным имуществом», — говорится в пояснительной записке законопроекта, копия которого оказалась в распоряжении «Известий».

При этом, как указывает газета, понятие роскошного жилья не раскрывается. Документ призван привести в соответствие положения законодательства о включении выморочных жилых помещений в жилищный фонд социального использования (такое жилье предоставляется гражданам в рамках договора социального найма) и разрабатываемых норм о продаже помещений, признанных роскошным жильем.

«Принятие законопроектов создаст предпосылки для увеличения доходов как федерального бюджета, так и бюджета Пенсионного фонда РФ за счет сумм, вырученных от реализации роскошных жилых помещений, а также увеличение доходов соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ», — пояснили журналистам в пресс-службе Минфина.

Предполагаемый срок внесения законопроектов в Госдуму — IV квартал 2021 года. В 2020 году Минюст предложил считать роскошным жильем недвижимость дороже 30 миллионов рублей либо площадью более 50 квадратных метром на члена семьи. Однако эти нормы не были приняты.

2 июля стало известно, что в Екатеринбурге на торгах в июне продали двухуровневую пятикомнатную квартиру Аркадия Поторочина, долги которого превысили 21 миллион рублей. Мужчина в итоге получил однокомнатную квартиру. Это стало первым известным случаем, когда у россиянина забирают единственное жилье за долги.

В 2020 году Поторочин попытался оспорить это решение, заявив, что оно противоречит постановлению Конституционного суда, и ссылался на позицию Верховного суда по делу Дмитрия Стружкина о том, что кредиторы не вправе навязать должнику замещающее жилье. Однако суд пояснил, что решение о замене жилплощади было вынесено до того, как Верховный суд озвучил свою позицию. В итоге пятикомнатную квартиру продали за 8,25 миллиона рублей, хотя начальная ставка была 9,1 миллиона рублей.

В апреле Конституционный суд России разрешил судам изымать единственное жилье при определенных условиях и принимать решения по преодолению имущественного иммунитета до тех пор, пока не будут внесены изменения в законы.

Условия, при которых суд может забрать у банкрота единственное жилье для погашения долгов, были указаны следующие: должнику должна быть предоставлена жилплощадь не меньше нормативов в том городе или поселке, где он живет; суды должны учитывать размер долга и рыночную стоимость имущества; взыскание жилья не должно вынуждать должника переезжать в другой город или поселок, если только он сам не согласится на это.

]]>