Требует ли вмешательства со стороны федерального правительства рост госдолга субъектов РФ

Действительно, несмотря на высокие показатели роста бюджетных доходов, опережающий рост расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2020 году (+14,8%) привел не только к максимальному за последние 10 лет объему реальных расходов (14,6% ВВП), но и к уровню бюджетного дефицита в размере 0,68 трлн руб., что является рекордным за весь период с 1992 года. Как следствие, к концу 2020 года существенно вырос государственный долг регионов (+18,1%), объем которого достиг рекордной отметки в 2,5 трлн руб. (2,34% ВВП). Является ли данный уровень долга, а также последние тенденции его роста поводом для беспокойства, и требует ли данная ситуация вмешательства со стороны федерального правительства? Ответ отрицательный по следующим причинам. Первая причина: низкий уровень долговой нагрузки. На самом деле проблему представляет не уровень государственного долга регионов, а уровень долговой нагрузки, который рассчитывается как отношение объема государственного долга к доходам региональных бюджетов (в качестве последних будем использовать объем налоговых и неналоговых доходов). Рассмотрим динамику региональной долговой нагрузки следующих групп субъектов, сформированных исходя из их уровня бюджетной обеспеченности: высокообеспеченные регионы - 17 субъектов, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых на 2020 год превышал 1,0, среднеобеспеченные - 38 субъектов с уровнем от 0,6 до 1,0 и низкообеспеченные - 30 субъектов с уровнем ниже 0,6. Как показано на рисунке 1, долговая нагрузка регионов, хотя и выросла за 2020 год, продолжает оставаться существенно ниже своих максимальных значений, достигнутых в 2015 году (27,3% против 36,5% в конце 2015 года), а также ниже, чем в среднем за период 2008–2020 годов. Вторая причина: низкие темпы роста долговой нагрузки у низкообеспеченных регионов. Из рисунка 1 также видно, что рост долговой нагрузки затронул в основном высоко- и среднеобеспеченные регионы, в то время как у низкообеспеченных (именно эта группа имеет наибольший риск не решить самостоятельно свои долговые проблемы вследствие практического отсутствия возможности сокращения бюджетных расходов) долговая нагрузка практически не изменилась. Произошло это потому, что в 2020 году при предоставлении дополнительной финансовой помощи региональным бюджетам учитывался не только фискальный дисбаланс, связанный с выпадающими доходами и дополнительными расходными обязательствами бюджетов регионов, но и уровень их бюджетной обеспеченности. Таким образом в отличие от периода 2013–2015 годах, в 2020 году долг наращивали преимущественно более обеспеченные регионы, что несло в себе меньший риск возникновения долговых проблем. Третья причина: низкая текущая стоимость обслуживания государственного долга. Объем государственного долга или уровень долговой нагрузки – это не единственные показатели, характеризующие долговую устойчивость регионов. Важной является также стоимость обслуживания государственного долга, которая зависит как от доли бюджетных кредитов (практически бесплатных в обслуживании), так и от процентных ставок на финансовых рынках. Как видно из рисунка 2, расходы на обслуживание государственного долга регионов в 2020 году составили 0,58% общего объема расходов региональных бюджетов, что является минимальным уровнем за период с 2005 года и в 2,7 раза ниже, чем в 2015 году. Даже учитывая то, что рост государственного долга регионов в 2020 году не успел в полной мере отразиться на расходах на его обслуживание (поскольку основное увеличение долга произошло в декабре 2020 года), они, очевидно, и в 2021 году не создадут проблем для регионов. Этому будет способствовать не только сохраняющаяся низкая ключевая ставка Банка России, но и высокая доля практически бесплатных в обслуживании бюджетных кредитов в общем объеме государственного долга регионов (рисунок 3). Указанные выше факторы свидетельствуют не только об отсутствии в целом у регионов долговых проблем, но и сохранении у них достаточного запаса прочности на будущее, чему будут дополнительно способствовать принятые в 2021 году решения правительства РФ по реструктуризации части бюджетных кредитов, а также замене коммерческих кредитов бюджетными.

Требует ли вмешательства со стороны федерального правительства рост госдолга субъектов РФ
© depositphotos.com
Газета.Ru: главные новости