Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Новостройки эпохи постковида: многофункциональный двор, «умный дом», европланировки и балконы

Коронавирусные ограничения резко изменили привычный образ жизни горожан, вынудив их проводить львиную часть времени в четырех стенах. Запертые нос к носу с чадами и домочадцами, потенциальные покупатели новостроек пересмотрели свои представления о комфорте и выдвинули дополнительные требования к будущему жилью. Но смена покупательских предпочтений не стала неожиданностью для застройщиков, поскольку большинство трендов, получивших развитие в новых реалиях, сформировались еще в доковидную эпоху.

Новостройки эпохи постковида: многофункциональный двор, «умный дом», европланировки и балконы
Фото: Мир квартирМир квартир

Видео дня

«Говорить о качественных изменениях продукта, девелоперских трендов или государственной политики в связи пандемией пока рано, – считает , генеральный директор ГК «КОРТРОС». – Такие метаморфозы на рынке жилья не происходят за один-два года. Тем не менее на уровне сознания и восприятия жилья пандемия заставила задуматься и застройщиков, и покупателей о том, как должны меняться современные дома».

Мой дом – моя крепость

Период карантина продемонстрировал, насколько выигрывают жилые комплексы с удобной придомовой территорией, когда все под рукой и не нужно лишний раз выбираться за пределы собственного двора, чтобы погулять с ребенком, позаниматься спортом, зайти в кафе или студию по интересам. В условиях ограничительных мер подобные опции рассматриваются уже не просто как милый бонус, а как возможность обеспечить себе дополнительный комфорт и безопасность.

Исследование предпочтений покупателей недвижимости, проведенное в феврале этого года , показало, что для потребителей, помимо стоимости, транспортной доступности и планировочных решений, приоритетным фактором при выборе квартиры служит обеспеченность социальной инфраструктурой.

Застройщики это понимают и все чаще строят не только школы и детские сады, но и, например, образовательные центры для детей и взрослых, ФОКи и другие подобные объекты.

Помимо уже привычного набора сервисов с развитием удаленного формата работы значительно вырос спрос на коворкинги, расположенные непосредственно в жилых домах.

«С учетом тренда на сохранение удаленки можно ожидать, что все больше застройщиков будут проектировать в жилых комплексах коворкинги или так называемые гибкие офисы, где можно арендовать переговорную», – прогнозирует , управляющий партнер компании «Метриум».

С тем, что со временем коворкинги станут такой же составляющей крупного жилого комплекса, как супермаркет или социальные объекты, соглашается и , генеральный директор девелоперской компании «СМУ-6 Инвестиции»:

«Коворкинги нужны в домах. В пору удаленной работы не у всех есть возможность обустроить в квартире офис. Кроме того, здесь можно будет не только поработать, но и пообщаться с соседями, просто отдохнуть за чашкой кофе. А в утренние или вечерние часы пространство может трансформироваться под студию йоги или площадку для проведения презентаций, семинаров и деловых встреч».

Планировки квартир: лучше меньше, да лучше

Сегодня уже можно констатировать, что смелые эксперименты девелоперов с планировками квартир – от больших пространств с двумя или даже тремя санузлами до студий с пятиметровыми потолками – на массовом рынке не прижились. Они удовлетворяют скорее нишевым интересам.

«Конечно, пандемия породила запрос на более просторное жилье, однако эта тенденция вступает в противоречие с финансовыми возможностями покупателей, – говорит Станислав Киселёв. – На фоне роста цен на «квадрат» и повышения ипотечных ставок не стоит ждать, что в новых проектах доля больших квартир будет увеличиваться».

Наиболее актуальный массовый запрос сегодня – это оптимальная площадь, хорошая инсоляция и эргономичная планировка с возможностью трансформации пространства. В бюджетном сегменте этому требованию в наибольшей степени соответствуют евроквартиры.

«С 2012 года средняя площадь приобретаемых новостроек (за исключением элитного сегмента) сократилась на 29%, – замечает Мария Литинецкая. – Причиной этому не столько пандемия коронавируса, сколько снижение доходов населения. Современный покупатель особое внимание уделяет максимальному использованию имеющейся площади. Именно поэтому такую популярность приобрели квартиры евроформата».

Растет спрос и на кладовые. Причина очевидна – дома хочется больше свободного жилого пространства, без нагромождения вещей. Сокращение средних площадей квартир, отмеченное аналитиками в последние годы, и переход многих на удаленку делают этот формат как никогда востребованным среди покупателей жилья.

В последнее время на рынке новостроек появилась мода на «гладкие» фасады, застройщики начали отказываться от балконов, объясняя это как экономическими факторами, так и архитектурной концепцией конкретного дома. Однако в период ограничительных мер традиционное место для хранения редко применяемых вещей владельцы балконов начали использовать и как рабочий кабинет, и как зону отдыха, и как пространство для занятий спортом.

Пандемия восстановила ушедшую было популярность балконов и реабилитировала их в глазах жильцов и застройщиков. Эксперты считают, что дополнительные пространства на открытом воздухе снова вернутся на рынок и встанут в один ряд с террасами, зимними садами и эксплуатируемой кровлей, которые уже начали внедряться в проекты бизнес-класса.

Дома становятся «умными» и «стерильными», а продажи удаленными

Под влиянием трендов на энергосбережение и энергоэффективность регулярно совершенствуются и инженерные решения. К подобным мерам можно отнести применение современных материалов, а также оснащение домов «умными» приборами учета, системами «Аквастоп» и защиты от коротких замыканий. 

Совсем новые решения – бесконтактные двери и лифты, а также системы очистки и обеззараживания воздуха. До пандемии это было скорее чем-то необычным, но теперь подобные опции уже встречаются в ряде проектов бизнес-класса.

В коронавирус стартовал еще один тренд – цифровизация продаж. В период карантина девелоперы запустили стримы со строек, открыли онлайн-просмотры и удаленные сделки. Топ-менеджеры некоторых компаний выходили в прямые эфиры и рассказывали о своих проектах и тенденциях рынка. Этот опыт оказался очень полезным для застройщиков, поскольку продажи онлайн – это будущее рынка, а пандемия подстегнула его развитие.

Признать нельзя затягивать: не может решить, что делать со статусом уже построенных апартаментов