В России утвердили концепцию развития технологий машиночитаемого права

Правительственная комиссия по цифровому развитию под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко утвердила разработанную Минэкономразвития России концепцию развития технологий машиночитаемого права, которое позволит автоматизировать многие юридические процессы. Об этом 27 сентября сообщается на сайте Минэкономразвития. 

В России утвердили концепцию развития технологий машиночитаемого права
© Парламентская газета

Суть машиночитаемого права — в том, чтобы создать некое подобие языка юридического программирования, на который будут переводиться все новые нормативно-правовые акты. Это будет набор данных о тех или иных законах, их правоприменении. Подобные алгоритмы позволят на определенном этапе исключить необходимость в человеческом участии и полностью автоматизировать некоторые юридические задачи — например, человек сможет с помощью определенной программы получить юридическую консультацию по своему вопросу. 

«Машиночитаемое право включает в себя нормы права, которые изложены на формальном языке. Иными словами — на языках программирования и разметки текста, применимых для ЭВМ. Кроме того, в машиночитаемое право входят инструменты применения таких норм — информационные системы и ПО. Благодаря этим технологиям нормативно-правовые акты переводятся в компьютерный код», — говорится в сообщении.

Такое право будет востребовано в законотворчестве, судопроизводстве, при заключении сделок, стандартизации и сертификации, уверены в правительственной комиссии по цифровому развитию, утвердившей концепцию.

Документом предусматривается, что разработкой нормативных правовых актов со временем будет заниматься искусственный интеллект.

Согласно концепции, правовые нормы могут разрабатываться в виде связанных юридических конструкций, это позволяет выявлять логические несоответствия и противоречия, и при их позитивной оценке устанавливать связи с другими нормами. Что в свою очередь позволит «адаптировать сложные языковые конструкции не только для людей без специальных юридических знаний, но и для функционирования интеллектуальных систем».

В Минэкономразвития подчеркнули, что утверждение концепции — важнейший шаг для внедрения технологий машиночитаемого права в законотворческий процесс.

Указом президента от 10 октября 2019 года № 490 утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, в которой определены широкие возможности его использования в различных сферах жизнедеятельности — в экономике, социальной сфере, государственном секторе.

А в паспорте нацпроекта «Цифровая экономика РФ» одной из задач федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» определяется поэтапная автоматизация отдельных процессов нормотворчества и формирования правоприменительной практики, включая внедрение механизмов формирования и использования машиночитаемых норм, технологий искусственного интеллекта, обработки больших данных и других перспективных технологий.