Войти в почту

О, спорт, ты — общественная волна, покупательский запрос и девелоперские деньги

Аналитики сервиса сравнения цен и товаров «Страховка.ру» (входит в холдинг S8 Capital)* подсчитали, что за последние 12 месяцев россияне сделали в поисковых системах 580 млн запросов, связанных со спортом. Люди искали спортивные клубы, школы, секции, тренеров, площадки более полумиллиарда раз, это на 35% больше по сравнению с прошлым годом. Словом, спорт нынче на гребне общественной волны, а с общественными волнами правильнее всего звучать в унисон — это отлично понимают и городские власти, и девелоперы.

О, спорт, ты — общественная волна, покупательский запрос и девелоперские деньги
© BFM.RU

Например, по словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарева, которые приводит «Комсомольская правда», с начала этого года в эксплуатацию введено 15 спортивных объектов и еще более 30 объектов планируется построить до конца 2023 года. «В настоящее время в городе строят международный центр самбо и центр бокса, который появится в Лужниках до конца 2021 года, ледовый комплекс «Кристалл», который также возводится в Лужниках на месте старого катка, спортивный центр ЦСКА на Ходынском поле», — рассказывает газета.

А еще после реконструкции значимым для города спортивным объектом станет стадион «Торпедо» имени Эдуарда Стрельцова, солидный спорткомплекс будет возведен в Некрасовке, собственный спортивный центр появится на территории «Мосрентгена». И вообще, как подчеркивает Андрей Бочкарев, за последние десять лет в Москве открылось 136 новых спортобъектов, и останавливаться на достигнутом город не собирается.

Девелоперы, особенно так называемые системные, тоже уделяют спортивной составляющей своих комплексов повышенное внимание. Причем сегодня дело не всегда ограничивается чем-то скромненьким вроде спортплощадок, небольшого тренажерного зала или спортивного центра с непременной спа-составляющей. Теперь ЖК может входить в состав спортивного кластера или, наоборот, на территории жилого комплекса или в непосредственной близости от него может появиться полномасштабный спортивный объект.

Кроме того, набирает обороты содружество девелоперов и спортивных звезд. В частности, проект «Самолет-спорт» группы «Самолет» возглавляет олимпийский чемпион по прыжкам в высоту Андрей Сильнов: в его «зоне ответственности» — групповые тренировки, соревнования как внутри ЖК, так и межквартальные, мастер-классы по правильному образу жизни и питанию, индивидуальные занятия.

ГК «А101» объявила* о намерении построить в Коммунарке, одной из центральных локаций Новомосковского округа Москвы, всесезонный комплекс для занятий зимними видами спорта на льду — его оператором станет «Территория ДА», в состав которой входят, в частности, хоккейная академия Дениса Абдуллина и детская хоккейная школа «Металлург-Москва». А в спортивно-событийном кластере «Прокшино»* ГК «А101» собирается создать профессиональный дайвинг-центр, на базе которого откроется Академия подводного спорта под руководством 20-кратного рекордсмена мира по фридайвингу, председателя Совета федерации фридайвинга Алексея Молчанова. И таких примеров пусть не великое, но множество.

Но спорт стоит денег. Скажем, объем инвестиций в своеобразный прокшинский аквакурорт площадью 15 тысяч квадратных метров оценивается в 3,4 млрд рублей. Поэтому вопрос, который Business FM задала игрокам различных сегментов девелоперского рынка, состоял из нескольких частей: насколько важно наличие спортивной инфраструктуры для покупателей пандемийной поры и какой именно она должна быть — это с одной стороны, а с другой — во что эта инфраструктура обходится девелоперам и позволяет ли им повысить конечную стоимость своего продукта.

Андрей Непомнящий, директор по продажам холдинга «РСТИ» в Москве:

«Полноценная спортивная инфраструктура с бассейном очень востребована среди покупателей премиального жилья. Больше всего запросов на такую опцию поступает от клиентов, которые прожили какое-то время в Европе, где спортивный клуб в доме считается общепринятой нормой. Конечно, для девелопера это дополнительные вложения, однако наличие собственной спортивной инфраструктуры позволяет продавать квартиры по верхней планке ценового сегмента: например, сейчас это 800-900 тысяч рублей за квадратный метр в премиальных проектах. В зависимости от инженерной специфики и наполнения спортивного объекта окупаемость вложений в такое строительство составляет в среднем по рынку от трех до пяти лет».

Ольга Балагурова, директор по клиентскому сервису группы «Самолет»:

«Согласно опросам, которые мы регулярно проводим среди жителей наших кварталов, многофункциональные спортивные центры для детей и взрослых, катки и бассейны в шаговой доступности — это то, что хотели бы видеть 42% горожан на территории своих ЖК. Мы делаем объекты социальной инфраструктуры общественными центрами для жилой застройки, проектируя визуально проницаемые пространства, которые задают различные сценарии для активного отдыха, общения, творческого развития. На стоимость жилья в комплексах это никак не влияет, но, безусловно, добавляет конкурентные преимущества и поддерживает лояльность жителей. Для создания новых многофункциональных спортивных комплексов в наших проектах мы привлекаем внешних инвесторов. У нас уже есть первый успешный опыт сотрудничества с детской футбольной академией «Барс» по созданию в ЖК «Пригород Лесное» спортивного манежа с футбольным полем площадью 2,6 тысячи квадратных метров. Сейчас мы готовим еще девять участков общей площадью около 80 тысяч квадратных метров в Московской области и более 20 тысяч квадратных метров в Новой Москве под строительство объектов спортивной инфраструктуры. В качестве возможных форматов сделок рассматриваем продажу, аренду, совместное пользование, лизинг (аренда с последующим выкупом) и build-to-suit с дальнейшей арендой или продажей объекта. Процесс проектирования и строительства спортивных объектов в среднем занимает от трех месяцев до года в зависимости от масштаба проекта».

Александра Мамохина, директор по маркетингу Level Group:

«Доля благоустройства, включая спортивные площадки, зоны для воркаута и другие объекты, в структуре себестоимости наших проектов достигает 5-6%. Если говорить о полноценной спортивной инфраструктуре — такой как стадион или масштабный спортивный комплекс в составе проекта, то, как правило, это отдельный объект с отдельной экономикой. Более того, обычно речь идет о масштабных проектах, в том числе на месте бывших промзон. Например, ЖК «Тушино-2018» и стадион «Спартак», МФК «ВТБ Арена Парк» и многофункциональный спортивный комплекс «ВТБ Арена», включающий футбольную и хоккейную арену, ЖК «Парк легенд» и ледовый дворец «ЦСКА Арена» с тренировочной базой детской хоккейной школы «Динамо», Олимпийский центр синхронного плавания Анастасии Давыдовой, спортивный комплекс «Акватория ЗИЛ» и другие. Наличие такого объекта повышает узнаваемость ЖК и служит его УТП, проще говоря, «фишкой». Но такие проекты знаковые и единичные. Если же говорить о спортивной инфраструктуре в составе жилого комплекса, то чаще всего речь идет о таких объектах, как спортивные площадки, площадки для воркаута, фитнес-центры или небольшие тренажерные комнаты только для резидентов комплекса в составе ЖК. Например, в проекте «Level Амурская» жители регулярно играют в волейбол на спортивной площадке, а во внутренних дворах стилобатов и на территории амфитеатра проходят тренировки и занятия йогой, а в проекте «Level Мичуринский» концепция благоустройства предполагает создание вертикальной детской площадки в виде лабиринта со скалодромом, горкой и системой для лазания, а в спортивных зонах расположатся баскетбольные площадки, мини-футбол, площадки с настольным теннисом и воркаутом».

В целом, по мнению Александры Мамохиной, наполнение спортивной инфраструктуры ЖК зависит от масштаба комплекса, его местоположения, от уровня развития районной инфраструктуры и еще многих и многих факторов. «Согласно опросам наших клиентов, инфраструктура и благоустройство в составе жилого комплекса являются важными, но не ключевыми факторами. Однако наличие красивой, благоустроенной территории с разными зонами для отдыха, спорта и игр повышает привлекательность проекта в глазах покупателя при выборе среди конкурентов», — считает эксперт.

* Пресс-релизы есть в распоряжении Business FM.