Москва хочет избавиться от "таджиков" на стройках

Мэр Москвы Сергей Собянин дал поручение уменьшить количество трудовых мигрантов на столичных стройках. Прежде всего, речь касается проектов, которые входят в программу реновации жилья. По мнению главы города, вместо мигрантов застройщики должны привлекать отечественную рабочую силу, создавая более комфортные условия труда и обеспечивая им более конкурентную зарплату.

Москва хочет избавиться от "таджиков" на стройках
© Свободная пресса

«Другого качества люди, с другой зарплатой, меньше мигрантов, которых у вас достаточно много на сегодняшний день. Больше привлекайте россиян из ближайших регионов, повышайте заработную плату, создавайте условия работы. Наращивайте производительность труда, механизацию и индустриализацию строительства. Знаю, вам площадка нужна, мы подберем вам площадку, давайте заводы строить», — заявил Собянин.

По словам мэра, зарплата в 120-150 тыс. рублей, которую получают строители с высокой квалификацией, должна доставаться москвичам. В качестве меры, которая поможет увеличить производительность труда и уменьшить количество неквалифицированной рабочей силы Собянин предложил часть работ выполнять не на строительных, а на заводских площадках. Он также отметил, что за последний год по число мигрантов на столичных стройках сократилось на 15%.

Впрочем, произошло это вовсе не потому, что застройщики бросились привлекать отечественную рабочую силу, а из-за трудностей, связанных с пандемией коронавируса, и отчасти с падением курса рубля. Только в сентябре представители городских властей говорили о том, что московским стройкам не хватает примерно 200 тысяч мигрантов, и они надеются, что в ближайшее время удастся снять для них ограничения на въезд. Более того, в Минстрое рассматривали даже идею запустить чартерные железнодорожные перевозки для того, чтобы доставлять мигрантов из Узбекистана на российские стройки.

Но уже 1 ноября заммэра Москвы Андрей Бочкарев поручил чиновникам стройкомплекса и подрядчикам подготовить план мер, которые позволят отказаться от использования иностранных рабочих на стройках столицы. Тогда он оценил дефицит строителей примерно в 40%.

Впрочем, насколько серьезны намерения городских властей отказаться от мигрантов на стройках сказать сложно, так как буквально через несколько часов после выступления мэра руководитель столичного департамента строительства Рафик Загрутдинов разъяснил, что массового отказа т мигрантов не будет.

"Когда мы заключаем контракты с подрядчиками, мы не можем диктовать, где и какие материалы покупать и какими силами строить объект. Должен быть плавный и поэтапный переход, есть поручение - будем двигаться", - сказал Загрутдинов.

Как рассказал «СП» д.э.н., профессор кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Константин Ордов, отказ от труда мигрантов объективно не слишком увеличил бы себестоимость квадратного метра, но застройщики не горят желанием увеличивать свои расходы ради привлечения отечественных работников из регионов. Для того чтобы это произошло, труд мигрантов должен стать дороже, например, облагаться дополнительными налогами, но сомнительно, что власти готовы пойти на такие меры.

- Если мы посмотрим на себестоимость строительства, затраты на оплату труда рабочей силы минимальны. Не уверен, что на них приходится хотя бы процент в общей себестоимости квадратного метра. Это несущественная величина, принципиально не влияющая на величину затрат на строительство. Но эта величина непосредственно связана с прибылью девелопера и застройщика, которые заинтересованы в том, чтобы экономить на любого рода расходах и затратах на строительство.

Сергей Собянин сказал сакраментальную фразу, которая укладывается в концепцию более чем столетней давности и обоснованную Джоном Мейнардом Кейнсом. Она основана на необходимости государственных расходов, связанных с поддержанием реальных доходов населения той страны, в которой эти затраты и осуществляются.

Но насколько у городских властей есть арсенал и инструменты для того, чтобы обеспечить реализацию этой идеи – вопрос открытый. Любой застройщик является экономическим агентом. В рамках рыночной экономики он всегда принимает решение, исходя из баланса интересов. Если «вдруг» выяснится, что привлекать гастарбайтеров гораздо дешевле, чем задействовать россиян даже из глубинки, то требовать от застройщика излишней приверженности отечественным работникам вряд ли получится.

Все очень просто – либо мы меняем требования к привлечению гастарбайтеров, либо мы не сможем сместить фокус на те регионы, где россияне остро нуждаются в высокооплачиваемой работе, а зарплату в 120-150 тысяч рублей они никогда не видели и могут не увидеть, если российский строительный сектор не раскроет им вдруг свои объятья.

Сейчас в Московском регионе проходит программа реновации. Строительный сектор связан с развитием Новой Москвы, которая по площади даже превосходит старую. Площади для того, чтобы привлекать рабочую силу на очень комфортных для многих российских регионов условиях, гарантированы на десятки лет вперед.

Нам важно понять, когда городские власти были более откровенны – когда говорили, что нам необходимы мигранты, чтобы обеспечить столичные стройки, либо когда говорят, что высокие зарплаты – это нормально, и мы должны обеспечить ими наши рабочие руки из нашей же глубинки.

Всего лишь в сентябре представители городских властей говорили: «Дайте нам мигрантов», сейчас же выясняется, что они готовы пожертвовать интересами застройщиков? Да, привлечение российских рабочих и более высокие оплаты, вероятнее всего, не приведут к увеличению стоимости квадратного метра. Но затраты на строительство компаний могут вырасти.

«СП»: - Как же тогда добиться привлечения российских рабочих рук?

- Все эти идеи должны быть связаны с федеральным законодательством, которое должно начать регулировать отчисления в основные фонды – страхования, медицинский и прочие – с мигрантов. Возможно, нужны и дополнительные налоговые обязательства в связи с тем, что эти люди получают доход на территории Российской Федерации, а не на родине. Хотя бы в виде увеличения стоимости рабочей визы.

Но я думаю, что мэрия заинтересована в том, чтобы их строительные проекты были выполнены, поэтому не хотят рисковать такого рода экспериментами. Мы не знаем, насколько готовы регионы, есть ли у них достаточное количество рабочих рук, чтобы закрыть повышенные потребности столичного региона. Сейчас строительная отрасль чувствует себя неплохо, и вопрос в том, хотим ли мы сохранить в ней имеющийся мультипликативный эффект или готовы отдать приоритет российской рабочей силе и российским регионам.

Вице-президент «Опоры России», руководитель направления «Строительство и ЖКХ» Евгений Шлеменков рассказал «СП», почему застройщики предпочитают привлекать мигрантов и сколько строители получают на самом деле.

- У нас не хватает рабочих рук, и без мигрантов мы пока справляться не можем. Нам, строителям гораздо лучше, когда у нас есть сложившиеся коллективы, и не нужно никого принимать, возить, обучать и неси ответственность в гораздо большем объеме. Так что эта идея правильная, но пока не очень реализуемая.

«СП»: - Почему же нельзя привлекать российских рабочих, например, из других регионов страны?

- Ну не хотят наши москвичи работать на стройках в условиях дискомфорта. Они ищут работу, которая позволяла бы им спокойно сидеть в офисах и смотреть на улицу через окошко. Внутренней миграции тоже не хватает.

Понимаете, мигранты, которых мы принимаем из-за границы, едут к нам, потому что у них нет другого выхода. У себя дома они заработать в принципе ничего не могут. У них нет выбора, и они едут сюда, долго живут без семьи и родных, в достаточно спартанских условиях.

Человек, который живет в России, даже в регионе не с самыми высокими заработками, все-таки живет дома, нормально питается, и он не поедет на эти же условия. А лучшие мы ему пока предоставить не можем. И я имею в виду даже не деньги, а именно условия, возможность перевезти семью и так далее.

«СП»: - Разве зарплата в 120-150 тысяч, о которой говорил Сергей Собянин, не мотивирует людей, получающих сейчас в два-три раза меньше?

- Пока такую зарплату у нас мало кто получает. Это в основном касается высококвалифицированных специалистов. Неквалифицированные строители в лучшем случае получают 60-80 тысяч. Но даже на зарплату в сто тысяч и выше желающих работать на стройке среди россиян, живущих в крупных мегаполисах, не так уж много.

Да, к нам приезжают работать из регионов с очень высоким уровнем безработицы – Дагестана, Северного Кавказа. Но квалификация у этих людей, как правило, не самая высокая, поэтому трудятся они на вспомогательных работах. А из того же Новосибирска в Москву нет смысла ехать.

«СП»: - Почему же не улучшать условия труда, чтобы рабочие места были более конкурентными?

- Для того чтобы улучшать условия труда, первое, что нужно сделать – это создавать высокотехнологичные рабочие места. То есть применять средства механизации и автоматизации. Но как только ты покупаешь эти средства в большом количестве, ты попадаешь в нехорошую ситуацию с налоговым режимом, потому что это уже налог на основные средства.

Если у застройщика есть постоянный портфель заказов и постоянный спрос на эту технику, в этом еще есть смысл. Но беда в том, что в строительном процессе на каждом этапе нужна разная техника. Чтобы максимально механизировать процесс, нужно иметь очень приличные основные средства, а на них начисляются налоги. Налоги удорожают строительство. Поэтому застройщики смотрят, считают, особо трудоемкие процессы механизируют, а то, без чего можно обойтись, оставляют так.

Все диктует экономика и условия, в которых мы существует – налоговые правила и так далее. Поэтому ждать, что мы прямо сейчас насоздаем высокотехнологичных рабочих мест на обычных объектах стройки вряд ли стоит. Собянин правильно говорит, что можно многие работы выполнять не на стройплощадке, а на строительном предприятии, которое детали подготовит, и их нужно будет просто привезти и смонтировать.

Это возможно, но для этого нужны заводы и территории, на которых их можно разместить. Мэр говорит, что территории дадут. Может быть, так и будет. Но на сегодняшний день земля у нас достаточно дорогая, как и аренда на нее. И когда начинаешь все считать, получается, что не все эти идеи плодотворны и вписываются в сегодняшние реалии. Да, мы медленно и аккуратно идем к этому, но сделать все простым переключением тумблера не получится.