Войти в почту

Эксперт сравнил программу льготной ипотеки с закачкой синтола в мышцы

Комментируя заявление главы Банка России Эльвиры Набиуллиной о сворачивании программы льготной ипотеки в 2022 году, эксперт рынка недвижимости Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский пояснил, что в текущем виде программы они ни коим образом не мешает регулятору, поскольку в своем нынешнем виде никакого влияния на рынок не оказывает. «На нее есть определенный спрос в регионах, но он не является определяющим для ипотечного портфеля», - пояснил собеседник «Свободной прессы».

Эксперт сравнил программу льготной ипотеки с закачкой синтола в мышцы
© РИА Новости

Ранее, в кулуарах инвестиционного форума «Россия зовет!» Эльвира Набиуллина заявила, что Центробанк предлагает не продлевать льготную ипотеку после 1 июля 2022 года, пришедшую взамен программе «6,5%», отметив, что продление может негативно сказаться на рынке. «Широкомасштабное продление [льготной] ипотеки может поддерживать высокий рост цен на жилье, который снижает доступность жилья. И мы видим такого рода последствия», - уточнила она.

Однако, по мнению Алексея Кричевского, вопрос сворачивания программы стал актуальным из-за того, что ключевая ставка уже существенно больше ставок по льготной ипотеке.

«Зачастую у застройщиков функционируют программы с банками, которые также спокойно снижают ставку до тех же величин, что и госпрограмма. Поэтому, как представляется, Центробанк просто не видит в ней никакого смысла», - указывает эксперт.

По мнению эксперта, «плюсы» и «минусы» льготной ипотеки можно оценивать с разных позиций: «Как только она начала работу, то есть примерно полтора года назад, разумеется, она целиком состояла из плюсов – низкие ставки для покупателей, сокращающие итоговую стоимость недвижимости. Кроме того, - сильнейшая поддержка строительной отрасли вместе с системообразующими девелоперами. Другой вопрос, что в результате эти плюсы вылились в 50%-е подорожание новостроек, неадекватные прибыли застройщиков и ожидаемую в предстоящем году волну переуступок прав требования и реструктуризаций, или банкротств».

Алексей Кричевский поясняет, что многие заемщики, позарившись на низкие ставки, не всегда могли рационально подойти к вопросу своего материального положения и того, как они будут обслуживать свои обязательства.

«Основная проблема в том, что эту программу нужно было остановить вовремя. Она задумывалась как поддержка строительной отрасли, но в результате оказалась своего рода закачкой синтола в мышцы – силы нет никакой, зато есть объем и большая вероятность негативных последствий для здоровья, с чем, надо полагать, отрасль и столкнется в ближайшие годы», - убежден он.

На вопрос «Свободной прессы» не лишатся ли социально незащищенные граждане обрести собственное жилье, если в правительстве поддержат идею Набиуллиной, собеседник ответил: «А у них и так нет возможности обзавестись жильем - ни с действующей программой [льготной ипотеки], ни без нее. У них просто нет накоплений для первого взноса, и отсутствуют возможности обслуживать огромный заем. Им только остается вспоминать времена Брежнева, когда квартиры получили 160 миллионов жителей СССР».