ЗАГСам Дальнего Востока требуется дополнительное финансирование
С анализом существующих проблем он выступил на заседании Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье». Парламентарий предлагает изменить методику распределения из федерального бюджета средств, выделяемых регионам на осуществление полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния.
На сегодняшний день объём федеральной субвенции недостаточен для большинства дальневосточных регионов. К примеру, Камчатскому краю на обеспечение деятельности ЗАГСов сверх субвенции из госказны требуется добавлять ещё 31 процент за счёт собственных средств из регионального и местного бюджетов. Хабаровскому краю и Сахалинской области на эти цели не хватает порядка 30 миллионов рублей. Магаданская область и Приморский край регулярно изыскивают около 25 миллионов рублей. Республика Саха (Якутия) дополнительно выделяет почти 19 миллионов рублей на осуществление государственных полномочий. Если не вкладывать дополнительные средства и строго следовать утверждённой федеральной методике, то численность сотрудников органов записи актов гражданского состояния в Забайкальском крае и Республике Бурятия придётся сократить более чем на четверть, а на Колыме — минимум вдвое.
Для нормальной работы ЗАГСов объём федеральной субвенции недостаточен для большинства дальневосточных регионов.
Причины недофинансирования, как отметил Сергей Абрамов, прежде всего связаны с усреднёнными среднероссийскими показателями в основе методики распределения субвенций из федерального бюджета. Они не учитывают специфики территорий Дальнего Востока и Крайнего Севера.
«За базовый показатель берётся количество регистрируемых актов гражданского состояния и иных юридически значимых действий. Это не отражает всех выполняемых ЗАГСами функций. Не принимаются в расчёт контрольные полномочия, увеличивающийся с каждым годом объём отчётности, участие специалистов в реализации государственных и муниципальных программ, правовое консультирование граждан», — аргументирует спикер колымского парламента. «Существующая методика не учитывает обязательное включение в расчёт заработной платы процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера. А эта гарантия северянам установлена федеральным законодательством», — говорит он.
Сергей Абрамов останавливается и на компенсации сотрудникам ЗАГСов расходов по проезду в отпуск. Она предусмотрена Трудовым кодексом РФ. Расчёты методики в настоящий момент несовершенны, к тому же не учитывают обязанность работодателя компенсировать проезд и неработающим членам семьи специалиста. Это приводит к занижению реальных потребностей дальневосточных субъектов и не обеспечивает покрытия текущих расходов.
По мнению главы Магаданской областной Думы, недостаточно средств выделяется и на статью «прочие расходы». Согласно методике, выделяется 20 процентов от общего объёма расходов на оплату труда работников и обслуживающего персонала органов ЗАГС. В действительности доля прочих расходов, как уверяют спикеры дальневосточных территорий, колеблется в регионах от 25 до 48 процентов из-за более высокой по сравнению с центральными районами страны стоимости всех без исключения товаров, работ и услуг.
Для урегулирования возникающих вопросов и актуализации методики Сергей Абрамов предлагает включить в неё два корректирующих коэффициента, отражающих специфику дальневосточных субъектов. Среди них — и коэффициент транспортной доступности. Чтобы покрыть фактические затраты регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, нужно внести ряд изменений, позволяющих соотнести отдельные положения с требованиями Трудового кодекса РФ и объективными жизненными реалиями. А они сегодня демонстрируют сложные миграционные процессы на Дальнем Востоке, в большинстве своём высокодотационные бюджеты краёв, областей, автономных округов и республик, несовершенство инфраструктурной логистики, уровень и качество жизни населения.
Члены Парламентской Ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» единогласно поддержали инициативу и включили предложения колымчан в обращение к председателю Правительства России и министру юстиции Российской Федерации.
Юлиана Хомутинина, Ирина Борщевская