Переход на «цифру» и борьба с хищениями: в АО «РЭС» рассказали, как прошел год
Системообразующее электросетевое предприятие Новосибирской области подводит предварительные итоги 2021 года. Накануне Дня энергетика мы поговорили с генеральным директором АО «РЭС» Владимиром Ермагеновичем Герасимовым об инвестициях в электросети региона, планах компании по цифровизации и борьбе с незаконным потреблением электроэнергии.
— 2021 год близится к завершению. Каких результатов удалось достичь компании «РЭС» в течение этого года? Какие направления вы бы особенно отметили?
Уходящий год был непростым, но ярким и продуктивным, полным событий, перемен, открытий и достижений.
Находясь в достаточно жестких условиях внешних ограничений — тарифных, законодательных, экономических и даже ковидных, компания неизменно подтверждает статус крупного предприятия и надежного работодателя с высокой социальной ответственностью.
Предприятием выполнены мероприятия по капитальному ремонту электросетей и ключевые проекты инвестиционной программы. С начала этого года в электросетевой комплекс Новосибирской области мы вложили более 2,2 млрд рублей, что позволило не только повысить надёжность электроснабжения потребителей региона, но и полноценно подготовить энергообъекты к зиме. И бесспорное подтверждение этому — получение Паспорта готовности к работе в отопительный период 2021 — 2022 гг.
Кроме того, в этом году наблюдается уверенный рост показателей технологического присоединения — на сегодня исполнено более 7000 договоров, что на 60% превышает уровень прошлого года. Повышение активности заявителей объясняется в том числе отложенным спросом, сформировавшимся в течение прошлого года. Но не только. Со своей стороны, мы активно развиваем направление технологического присоединения и расширяем перечень клиентских сервисов, прежде всего работаем над онлайн-обслуживанием.
— Кстати, об онлайн-сервисах. Подводя итоги 2020 года, вы говорили о росте количества электронных заявок и констатировали, что заочная форма взаимодействия с абонентами подтвердила свою эффективность и не уступила очному формату общения. Сохранилась ли эта тенденция в 2021 году?
Безусловно. Тенденция не просто сохранилась, а значительно укрепилась. В условиях пандемии онлайн-сервисы приобрели особую актуальность.
Наша компания активно развивается в данной сфере. На официальном сайте АО «РЭС» www.eseti.ru уже внедрен широкий перечень сервисов дистанционного обслуживания по самым различным направления деятельности. Сегодня наши клиенты могут задать интересующий вопрос с помощью чат-бота, отправить заявки на присоединение к сетям или проверку прибора учета, узнать оперативную информацию об отключениях электроэнергии и многое другое. На сегодняшний день только по вопросам технологического присоединения более 90% обращений в АО «РЭС» являются электронными, что говорит о высоком спросе на обслуживание в режиме онлайн.
— Развивает ли электросетевая компания дополнительные услуги для клиентов?
Да, в 2021 году перечень наших услуг пополнился сразу несколькими направлениями. В настоящее время мы готовы предложить выполнение монтажных работ, проведение лабораторных испытаний, а также изготовление комплектных трансформаторных подстанций на производственных площадках компании. Для того чтобы воспользоваться обозначенными услугами, достаточно подать заявку на сайте.
Также АО «РЭС» может осуществлять строительный контроль качества за сооружаемыми электросетевыми объектами и содействовать в анализе возможных площадок строительства.
В ближайшей перспективе мы планируем запустить услугу по аудиту электросетевых активов, которая позволит их собственникам получить комплексную оценку технического состояния энергообъектов, перечень необходимых мероприятий для обеспечения стабильного функционирования электросетей, а также выявить проблемные участки, в том числе связанные с коммерческими потерями электроэнергии. Обследование, проведенное высококвалифицированными специалистами АО «РЭС» с применением передового диагностического оборудования, поможет владельцам электросетей (ДНТ/СНТ, ТСЖ/ЖСК, муниципальные образования и т. п.), не являющимся профессиональными участниками рынка передачи электрической энергии, исключить технические и финансовые риски, связанные с обслуживанием электросетевого хозяйства.
Спектр дополнительных услуг мы планируем расширять и дальше.
— В АО «РЭС» ранее отмечали, что на постоянной основе продолжается реконструкция приоритетных объектов для повышения качества электроснабжения. Можете перечислить ключевые объекты, по которым компанией велась работа в уходящем году?
В настоящее время мы уже завершили несколько крупных инвестиционных проектов. После масштабной реконструкции введена в эксплуатацию подстанция 110 кВ Центральная, которая является источником электроснабжения центра мегаполиса. Кроме того, окончено строительство электросетевой инфраструктуры для объектов ТОСЭР «Горный» и кампуса НГТУ НЭТИ, а также для четырех поликлиник в Новосибирске.
Завершаются еще нескольких ключевых проектов — от переустройства участка воздушной линии электропередачи 110 кВ для фабрики по производству кормов для животных транснациональной корпорации до выноса электросетей 110 кВ из зоны строительства четвертого моста через реку Обь (в створе ул. Ипподромской).
— Одно из важнейших направлений деятельности АО «РЭС» — противодействие хищениям электроэнергии. Расскажите о результатах, достигнутых в этом направлении.
Несмотря на пандемию наши специалисты по работе с потерями электроэнергии не снижают темпы реализации контрольных мероприятий, проводя проверки и снятия контрольных показаний приборов учета у потребителей по всему региону. Мы значительно активизировали проверочные обходы в последние месяцы, поэтому ожидаем, что в целом за год удастся проверить свыше 500 тысяч измерительных комплексов и приборов учета. С начала года объем выявленного и пресеченного незаконного потребления достиг 22 млн кВт*ч, что в денежном эквиваленте составляет более 91,5 млн рублей.
А ведь эти средства могли быть направлены на ремонт, модернизацию и строительство новых ЛЭП и подстанций. По сути, недобросовестные потребители лишают компанию возможности развиваться и ставят под угрозу качество и надежность электроснабжения всех жителей региона.
Не могу не отметить и работу по привлечению к ответственности. В этом году мы вывели ее на новый уровень — практически по каждому факту энерговоровства специалистами АО «РЭС» подаются заявления в полицию о привлечении нарушителей к ответственности. На сегодняшний день в правоохранительные органы подано более 300 заявлений как на физические, так и на юридические лица, уличенные в хищении электроэнергии. Также мы ведем и судебную работу — поданы десятки исковых заявлений о взыскании стоимости бездоговорного потребления электроэнергии.
В целом с начала года компании удалось взыскать с нарушителей около 80 млн рублей. На одного из злостных энерговоров даже завели уголовное дело по заявлению, поданному нами в правоохранительные органы. Ему грозит лишение свободы на срок до пяти лет.
Мы не собираемся останавливаться на достигнутом — все недобросовестные потребители должны понимать, что наказание неминуемо.
— Какие шаги осуществило в этом году АО «РЭС» с точки зрения цифровой трансформации?
Мы являемся активным участником цифровой трансформации электросетевого комплекса региона в рамках трехстороннего соглашения с Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики региона и кластером «Цифровая энергетика». Открытие цифровых подстанций, установка пунктов секционирования (реклоузеров), внедрение автоматизированной системы учета электроэнергии (АСКУЭ) и систем дистанционного сбора — вот далеко неполный перечень проектов, реализованных нами с применением передовых технологий. Кроме того, мы стараемся повсеместно перейти на «цифру» и в сфере обслуживания потребителей — это и «личный кабинет» на официальном сайте, и адресный поиск по перечню работ с отключением электроэнергии, и всевозможные формы заявок, и роботизированный центр для приема и обработки обращений потребителей в диспетчерские службы. В ближайших планах — разработка мобильного приложения, с помощью которого можно будет получить всю необходимую информацию буквально в один клик.
— Какие планы вы ставите перед собой на 2022 год?
Для развития необходимо меняться! Цитируя Льюиса Кэрролла, сегодня нужно бежать изо всех сил, просто чтобы не стоять на месте. Но все трудности и вызовы — это, в первую очередь, новые возможности — возможности стать лучше, эффективнее.
Сейчас в АО «РЭС» запущен масштабный процесс изменений, который позволит сместить акценты как внутри компании, так и во внешнем взаимодействии с клиентами и партнерами. Мы трансформируем подходы к выполнению производственных программ, начали оптимизировать бизнес-процессы, расширили перечень и повысили качество оказываемых услуг, взяли курс на открытость и доступность коммуникации.
— Для всех энергетиков конец года прежде всего связан с профессиональным праздником. Что вы хотели бы пожелать коллективу компании в День энергетика?
Я от всей души поздравляю с Днем энергетика весь коллектив АО «РЭС» и ветеранов предприятия!
Энергетика — это призвание, ее выбирают по зову сердца. Каждый из нас пришел сюда неслучайно, и для большинства эта профессия — единственная в жизни.
Свой профессиональный праздник мы зачастую встречаем на рабочих местах, ведь надежное энергоснабжение было и остается главным в нашей работе. Я благодарен каждому сотруднику за приверженность нашему общему делу, высокий профессионализм и ответственность, за нелегкий ежедневный и, порой, круглосуточный труд. Все вы — во всех смыслах самые светлые люди. Горжусь, что работаю в таком коллективе!
В этот праздничный день желаю вам крепкого здоровья и семейного благополучия, света и тепла в вашем доме. Пусть в новом энергетическом и календарном году вам сопутствует успех, а родные, друзья и коллеги будут надежной опорой! С Днем энергетика, с наступающим Новым годом и Рождеством!