Водопровод не разрушится, электростанция не упадёт

Концессия — форма государственно-частного партнёрства, при которой государственное имущество передаётся частному инвестору на определённый срок. На бумаге — частник использует сети, получает прибыль, часть которой тратит на реконструкцию таких объектов. На практике же зачастую частник просто собирает деньги, но никуда их не инвестирует, в результате сети приходят в негодность. На проблему концессий в конце 2021 года обратил внимание депутатов генеральный прокурор России Игорь Краснов. В итоге в Госдуме создали рабочую группу для совершенствования законодательства в этой сфере. Что изменится для потребителей коммунальных услуг — разбиралась «Парламентская газета».

Водопровод не разрушится, электростанция не упадёт
© Парламентская газета

Стратегические объекты

Об изменении законодательства задумались после масштабных проверок Генпрокуратурой инфраструктурных объектов, в том числе и тех, которые сданы в концессии. Только в 2020 году прокурорами было выявлено более 5,5 тысячи нарушений законодательства о концессионных соглашениях. Для их устранения было вынесено 2,7 тысячи представлений, в суды направлено свыше 650 исков.

Например, в Мордовии, Тыве, Амурской области и других регионах после прокурорского вмешательства были пересмотрены тарифы на услуги ЖКХ, несправедливо установленные концессионерами. А в Хабаровском крае, Саратовской, Омской, Челябинской областях, Еврейской автономной области и других регионах прокуроры обнаружили объекты ЖКХ, которые передали частникам без проведения конкурсов и заключения соглашений.

Водоканалы и теплосети — это стратегические объекты, напомнил «Парламентской газете» депутат Госдумы, член межведомственной комиссии Денис Майданов. При этом он отметил, что сегмент ЖКХ напрямую влияет на безопасность страны как внутреннюю, так и внешнюю.

«Концессионные соглашения влияют непосредственно на граждан и обеспечивают жизненные функции целых городов. В связи с чем государство, отдающее такие объекты в аренду вплоть до 49-летного срока, должно делать это сознательно и понимать, кто и как будет управлять такими активами», — сказал депутат. В связи с этим он предложил ввести ценз для тех, кого могут допускаться к концессиям. Это не должен быть просто «бизнес, который хочет поучаствовать», отметил парламентарий.

«Было бы здорово, если бы система ЖКХ хотя бы на 50 процентов оставалась в руках государства, а именно государственных корпораций. Тогда мы были бы защищены от любого социального взрыва, который может допустить некачественный, а иногда и не российский концессионер», — сказал Майданов.

Народные сети

Объекты жизнеобеспечения создавались за счёт вложений государства и принадлежат россиянам, напомнила на первом заседании межфракционной группы её руководитель, вице-спикер Госдумы Ирина Яровая 10 декабря прошлого года. Она также подчеркнула, что и после того, как сети переданы в концессию, граждане продолжают свои инвестиции в эти объекты, так как ежемесячно вкладывают в них личные средства.

«При этом в России нет механизма ответственности и гарантии перед гражданами, что им будет оказана качественная услуга и что эти объекты будут сохранены, будут в качественном и надёжном состоянии и позволят в долгой перспективе обеспечивать качество жизни людей», — сказала Яровая.

В связи с этим она предложила создать инструмент страховых гарантий для граждан как для инвесторов. Таким образом, будет «обеспечиваться страховая история, связанная с тем, что водопровод не разрушается, а электростанция не упадёт», уточнила депутат.

Ещё один вопрос, который прорабатывает межфракционная группа, — о федеральном аудите тарифов. Сегодня цены на одни и те же услуги разнятся даже в соседних регионах, отметила Ирина Яровая.

«Мы должны действовать в интересах граждан, чтобы граждане, как главные инвесторы и потребители услуг, одновременно были максимально защищены, а также в том, чтобы тарифы были соразмерны услугам», — подчеркнула парламентарий.

При этом, по мнению вице-спикера, коммунальщики должны идти навстречу людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Например, она рассказала об одинокой многодетной маме, которая не смогла добиться реструктуризации долга у одной из камчатских компаний. Женщине пришлось обращаться за помощью лично к Яровой.

Наконец, участники группы предлагают разработать единые унифицированные требования к концессионерам, инвестиционным программам и процедурам перехода на концессионные интересы.

Главное не спугнуть

По оценкам экспертов, до половины всех концессий в стране сегодня фейковые. Однако точной статистики нет, потому что в России отсутствует единый реестр концессий, рассказала «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева.

«Создание реестра — это первая задача, которую нужно решить, — считает депутат. — Ещё несколько лет назад такое поручение давал президент, но оно пока не выполнено».

Ранее аналогичную идею также высказывали и в Генеральной прокуратуре. Там предложили создать единую информационную систему и единого оператора для объектов ЖКХ, передаваемых по концессии в управление предпринимателям.

Однако в вопросе ужесточения правил важно не переборщить, сказал «Парламентской газете» заместитель председателя Комитета Торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйств Дмитрий Гордеев. «Слишком много требований могут затруднить выход на такой рынок компаний, которые и так не стоят в очередь», — отметил он.

С экспертом согласна и Светлана Разворотнева: «Параллельно надо создавать более привлекательные условия для инвесторов. Сейчас нет правовой определённости, низкие тарифы, сложно получить заёмные средства на реконструкцию объектов».

По оценкам экспертов, чтобы восстановить коммунальную инфраструктуру, нужны триллионы рублей, напомнила депутат. У государства таких средств просто нет, отметила Разворотнева.