Одной из ключевых тем только что прошедшего в Новосибирске форума «Сибирь-2030. Строим будущее», конечно же, стала тема цифровизации строительной отрасли и готовности к переходу на новые условия работы не только игроков рынка госзаказов, но и большинства девелоперов страны.
Как уже рассказывал BFM.ru, из распоряжения № 3719-р от 20 декабря 2021 года, которым правительство утвердило дорожную карту внедрения технологий информационного моделирования (ТИМ), следует, что все застройщики, работающие в сегменте долевого строительства, обязаны с 1 января 2023 года перейти на ТИМ на стадии проектно-изыскательских работ, а с 1 июля 2023 года — на стадии строительно-монтажных работ.
«Уже сейчас мы с вами должны соответствовать определенному нормативному полю, которое присутствует в законодательстве и вводит цифровизацию как постоянный атрибут и проектировщика, и строителя, и изыскателя. Но готовы ли мы к этому? С одной стороны, да, отрасль вроде как бы готова, поскольку крупные города и субъекты Российской Федерации уже имеют опыт применения различных цифровых продуктов и достаточно слаженную систему работы. Но за пределами городов-миллионников вопрос цифровизации на самом деле далеко не уходит. И даже в таких крупных агломерациях, как Москва и Петербург, цифровизация выглядит для всех абсолютно по-разному», — цитирует портал «Единый ресурс застройщиков» вице-президента Национального объединения строителей Антона Мороза.
По его словам, зачастую это некое поверхностное видение, отличающееся от того, что на самом деле ждет отрасль. «Цифра» — это современный тренд, влияющий на экономику и на управление бизнесом. Но, к сожалению, до сих пор это воспринимается как нагрузка на строительные и проектные предприятия», — считает эксперт.
Как следует из статистики, которую привел на форуме руководитель портала ЕРЗ.РФ Кирилл Холопик, на сегодняшний день к цифровизации не приступили только 28% компаний-застройщиков, остальные 72% так или иначе ее проводят. «Единственная сфера, где этот процесс серьезно продвинут (48% застройщиков), — организация обеспечения финансирования проектов. Во всех остальных вопросах показатель очень низкий. Это большое поле деятельности как для IT-компаний, так и для самих застройщиков», — отметил он.
Насколько сложен для девелоперских структур процесс перехода на BIM (Building Information Model или Modeling), если по-английски, или ТИМ, если по-русски? И с чего стоит начинать застройщикам, которые пока, увы, совсем «не в теме»? Об этом наш разговор с директором дивизиона BIM компании АСКОН Дмитрием Деминым.
Дмитрий Демин:
О технологии BIM на государственном уровне впервые заговорили в 2014 году, когда по инициативе президиума Совета при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию вышел приказ Минстроя РФ № 926 «Об утверждении плана поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в области промышленного и гражданского строительства». В течение последующих семи лет было выпущено множество нормативных документов, регламентирующих процессы, связанные с информационным моделированием в строительстве. В качестве наиболее значимых, наверное, можно выделить свод правил 301.1325800.2017 «Информационное моделирование в строительстве. Правила организации работ производственно-техническими отделами», свод правил 333.1325800.2020 «Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла» (в соответствии с этим документом госзаказчики строительства обязаны формировать задание на проектирование с применением BIM), постановление правительства РФ от 15.09.2020 № 1431 с очень длинным названием (этим постановлением определены правила ведения информационных моделей: кто должен обеспечивать их создание и сопровождение). Если коротко, то все, кто имеет отношение к объекту со стороны госструктур (на этапах заказа, приемки, контроля и даже эксплуатации), обязаны взаимодействовать с ним с применением информационного моделирования. Конечно, необходимо отдельно упомянуть постановление правительства РФ от 05.03.2021 № 331 «Об установлении случая, при котором застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и/или лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства». Именно в соответствии с этим документом с 1 января 2022 года ведение информационной модели объекта строительства при госзаказе стало обязательным. Выход последнего должен был привести к всплеску интереса к BIM-технологиям среди муниципальных заказчиков, управлений капитального строительства, региональных экспертиз…
Дмитрий Демин:
И привел. В 2021 году к нам как к разработчикам программного обеспечения для BIM обратились 35 новых заказчиков (притом что раньше ни государственные и муниципальные организации, выступающие заказчиками строительства, ни контролирующие органы, ни органы госэкспертизы практически не использовали подобные решения). Особенно активными оказались Тюменская область, Ямало-Ненецкий округ и ХМАО, а также Камчатский край и Мурманская, Калининградская, Кировская, Ленинградская и Брянская области. Их активности способствовали уровень подготовки специалистов и инициатива руководителей управлений капитального строительства. Помимо закупок программного обеспечения, с заказчиками ведется работа по внедрению и сопровождению BIM-технологий, и можно с уверенностью сказать, что в 2022 году тренд на цифровизацию муниципального сектора строительства продолжится. Ну а что же в частном бизнесе?
Дмитрий Демин:
Тут ситуация несколько иная. Крупные рыночные игроки, BIM-лидеры достаточно давно используют программные BIM-комплексы (как правило, это не одно, а несколько решений), адаптированные под процессы и стандарты своих компаний. В основном они сосредоточены там, где идет интенсивное строительство: Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Екатеринбург и Свердловская область, Татарстан. Наша работа в регионах показывает, что в малочисленных или отдаленных от центральной России субъектах также есть частные строительные компании, которые используют BIM-инструменты. Среди наших заказчиков особенно активно переходят на BIM-проектирование в Республике Карелия, Калининграде, Красноярском крае, на Дальнем Востоке. А после появления распоряжения № 3719-р от 20 декабря 2021 года дело должно пойти еще активнее. Пока правительство утвердило только дорожную карту внедрения технологий информационного моделирования (ТИМ) для застройщиков, работающих в долевом строительстве. Но не стоит предполагать, что до этапа появления документов, содержащих принятые нормы и правила, осталось много времени. Отработав технологию на муниципальном секторе, правительство вполне может придерживаться намеченного плана, по которому на закупку и внедрение инструментов, необходимых для перехода на ТИМ, у частного бизнеса остается полтора года. Этого времени хватит?
Дмитрий Демин:
Может и не хватить. Даже обновление используемого и знакомого программного продукта может привести к значительным временным затратам (в зависимости от числа пользователей — до полугода), а внедрение новых технологий — тем более. При переходе на BIM (или ТИМ) бизнес может столкнуться с такими проблемами, как нехватка квалифицированных кадров, необходимость выделения значительных бюджетов на программные решения и аппаратные средства, внедрение и сопровождение ПО. Нужно быть готовым к серьезным финансовым затратам. Но главное — это необходимость изменить или даже создать принципиально новые бизнес-процессы (как на этапе разработки проектной документации, так и на этапе строительства и эксплуатации объекта) и подходы к их реализации. Так с чего же компании-застройщику правильнее начинать BIM-переход?
Дмитрий Демин:
Если раньше у компаний были сомнения по поводу необходимости осваивать BIM, то сегодня вектор сменился с вопроса «Зачем вообще нужен BIM?» на вопрос «Как быстрее и эффективнее внедрить BIM?». Наиболее рациональным выглядит подход, включающий три этапа. Первый из них связан с кадровой политикой. В компании должен появиться специалист или группа специалистов (зависит от масштаба организации), которые будут решать задачи внедрения, адаптации и поддержки используемых решений. Это должны быть специалисты с образованием BIM-менеджера, BIM-координатора, BIM-проектировщика. Большинство строительных вузов и колледжей уже их готовят. Случаи, когда кто-то из проектировщиков или системных администраторов берет на себя эти обязанности, должны стать исключением из правил. Сделано, как любят говорить в фигурном катании. Что дальше?
Дмитрий Демин:
Второй этап — выбор программного обеспечения. Необходимо определить задачи, которые будет решать ПО, сформулировать функциональные требования и провести анализ рынка. У частного бизнеса есть выбор, он не связан ограничениями по импортозамещению и может выбрать как зарубежные, так и отечественные решения. Однако с учетом потенциальных затрат на внедрение BIM-технологий возможность сэкономить будет играть не последнюю роль, и тогда взгляд упадет на отечественные решения, которые, как правило, выигрывают по соотношению цена/функциональность. Так. А третий шаг?
Дмитрий Демин:
Создание своего или адаптация уже написанного BIM-стандарта — важнейший этап внедрения ТИМ. Без описания процессов, без регламентирования действий пользователей использование специализированных программных продуктов будет как минимум неэффективным, а зачастую попросту вредным для бизнеса. Каждая компания должна будет самостоятельно разработать свой стандарт: маловероятно, что в ближайшее время государство разработает единый для всех документ. Вариантов получить стандарт много: можно обратиться в консалтинговую компанию, занимающуюся разработкой BIM-стандарта, можно к разработчикам программных решений (BIM-стандарт Autodesk, BIM-стандарт АСКОН и так далее) и самостоятельно адаптировать стандарт под свои процессы. Скорее всего, просто взять стандарт у другой организации не получится, так как этот документ может содержать информацию, являющуюся коммерческой тайной.
Конечно, любую, даже самую крупную компанию волнует цена вопроса. «Стоимость разработки такого документа зависит от задач, которые ставит организация при внедрении BIM, но с уверенностью можно сказать, что это сотни тысяч, а в некоторых случаях миллионы рублей», — констатирует Дмитрий Демин.
На сегодняшний день на российском рынке представлены несколько классов программного обеспечения:
BIM-системы для моделирования зданий, сооружений и линейных объектов. Они позволяют разработать проект объекта строительства, включающий 3D-модель с атрибутами, проектную и рабочую документацию, спецификации и пояснительные записки. ПО для формирования среды общих данных и формирования консолидированной модели из различных систем проектирования. Без подобных систем невозможно контролировать жизненный цикл объекта строительства. Системы строительного контроля (строительный контроль лица, осуществляющего строительство; строительный контроль заказчика; авторский надзор проектировщика; авторский надзор архитектора; государственный строительный надзор; административный контроль). Сметные системы, умеющие автоматически использовать информацию из BIM-систем и обеспечивать прозрачность расчетов. Системы для планирования проектных и строительных работ, позволяющие координировать работу, формировать календарный и ресурсный планы, собирать аналитику по проекту. Множество интеграционных решений (разработанных как IT-компаниями, так и программистами-фрилансерами), связывающих разные программные продукты в единый BIM-комплекс.