Войти в почту

Наглость и юродивость: нереальные запросы покупателей и продавцов жилья

Довести сделку с жильем до логического конца бывает порой довольно сложно, потому что риелтору постоянно приходится лавировать между интересами покупателей и продавцов – а они зачастую бывают очень специфичными людьми. Ну а стрессовые времена на рынке, конечно, провоцируют еще больший всплеск "неадеквата". Риелторы рассказали сайту РИА Недвижимость, с какими нереальными требованиями и заявлениями с обеих сторон они сталкиваются в своей практике.

Жадные продавцы

Безумные доллары

В условиях общей экономической неопределенности, в том числе и из-за резко подскочивших курсов валют, с конца февраля многие собственники стали переводить цены своих квартир в долларовый эквивалент.

"Не сказать, что это какая-то шокирующая и неприемлемая практика, но в результате некоторые квартиры стали стоить нереальных денег даже для тех, кто успел обменять рубли на доллары до повышения курса", – делится своими наблюдениями эксперт по недвижимости федеральной компании "Этажи" в Санкт-Петербурге Полина Будникова.

Вместе с тем наиболее ушлые продавцы, по ее словам, пытаются просто воспользоваться моментом и извлечь для себя максимальную выгоду из сложившейся в стране ситуации.

"Некоторые из тех, кто в принципе не особо спешит с продажей, просто необоснованно устанавливают космические цены на свои объекты, делая наценку от 50% и выше", – рассказывает о случаях из своей недавней практики риелтор из "Этажей".

Но такие эксперименты редко дают хороший результат: срок продажи объекта вырастает, спрос падает, и спустя какое-то время собственник все равно снижает цену. При этом он упускает потенциального покупателя, который был готов на сделку по разумной цене, констатирует Будникова.

"Например, сейчас у меня есть клиент иностранец, который продает двухэтажную квартиру в Одинцово (причем, далеко не в премиальном комплексе), потому что хочет уехать и купить дом в Милане. Естественно, свою квартиру в Подмосковье он оценивает, как миланский дом и, естественно, это неадекватное сравнение. По такой цене квартира не может быть продана", – иллюстрирует эту мысль ведущий эксперт офиса "Сущевский" компании "Миэль" Марина Федорова.

Плюс миллион

Бывают случаи, когда собственники перед самым заключением сделки, не объясняя причин, отказываются от продажи или поднимают ценник сразу на миллион рублей, рассказывает руководитель департамента городской недвижимости "НДВ Супермаркет Недвижимости" Елена Мищенко.

Встречаются ситуации, когда владельцы узнают, что у покупателей, которым очень понравилась их квартира, уже истекает срок одобрения ипотеки, и они могут специально потянуть с окончательным ответом, а затем ставят вторую сторону сделки перед фактом – повышают стоимость своей квартиры, скажем, на полмиллиона или миллион рублей, рассказывает собеседница агентства, добавляя, что бороться с такими "подножками" сложно, ведь невозможно предугадать, что продавец способен на такое прямо перед оформлением сделки.

Неразумная экономия

Некоторые скаредные продавцы, заключая сделку по продаже своей квартиры, пытаются заработать буквально на всем.

"Сейчас мы вынуждены прописывать в акте приема-передачи все до мельчайших подробностей. Был случай, когда собственники были готовы не только забрать всю мебель и ламинат, но даже личинку замка от входной двери – они обосновывали это тем, что новые хозяева все равно будут это менять", – сетует риелтор из "Этажей".

Другие же экономные собственники стараются перед передачей квартиры покупателю продать всю мебель через агрегаторы объявлений.

"Был у меня такой продавец, у которого был очень дорогой ремонт в квартире. Он считал, что слишком дешево ее продает, поэтому вывез оттуда все: мебель, шторы с карнизами, люстры и даже межкомнатные двери. Хотел еще забрать мраморный каминный портал, но грузчики не смогли его поднять и вынести. В итоге покупатель заплатил за него символическую плату", – рассказывает Федорова.

Еще этот продавец хотел забрать сантехнику и поставить в проданную квартиру более дешевую, но тут риелтору из "Миэль" все же удалось его отговорить.

Хитрые покупатели

Денег нет

Покупатели тоже бывают совсем не промах. Некоторые из них могут просить неадекватную скидку только на основании того, что платят наличными. Кто-то в принципе выпрашивает дисконт по любым более или менее благовидным поводам – например, потому что они "болеющие пенсионеры".

"При этом в апреле-мае и так обычно увеличивается число продавцов, готовых предоставить дисконт – но речь, конечно, идет об адекватном размере скидок. Так что, на самом деле, покупателям грех жаловаться", – обрисовывает ситуацию ведущий эксперт офиса "Миэль Сущевский" Марина Федорова.

Особенно это касается тех собственников, кто сильно спешит с продажей квартиры. Они могут соглашаться на скидки, понимая, что летом активность покупателей обычно снижается, и лучше сделать уступку в цене, чем остаться вообще без сделки на долгое время.

Есть покупатели, у которых и близко нет тех денег, за которые продается квартира, но они зачем-то все равно тратят время продавца и риелтора.

"Вот недавно был случай. На один объект пришел покупатель и сразу предложил торг на 20% от стоимости. Продавец согласился, так как объект был сильно переоценен, а продать было очень надо. Потом покупатель говорит: "Знаете, денег у меня все равно не хватает", – рассказывает Федорова.

История имеет еще более странное продолжение. Продавец предложил покупателю взять кредит, но в ответ на это покупатель заявил, что если возьмет ипотеку, то хотел бы, чтобы продавец ему возместил переплату по процентам.

"Я рекомендую покупателям, которые просят торг, только потому что "Денег у нас больше нет" рассмотреть варианты, которые им по карману", – резюмирует Федорова.

Наивность и суеверие

Порой поражает риелторов и удивительная наивность людей.

На памяти Мищенко из НДВ бывали случаи, когда собственник квартиры ошибался в цене квартиры в рекламном объявлении, в результате чего она выглядела как неоправданно дешевая.

"Предположим, квартира стоит 10 миллионов рублей, а в объявлении о продаже неадекватно прописана стоимость – лишь 1 миллион рублей. И люди обрывали нам телефоны, так как хотели купить такой объект. А когда мы пытались объяснить ситуацию, мол, это всего лишь ошибка (ведь таких цен на рынке недвижимости вообще нет), то они возмущались и считали, что мы пытаемся скрыть от них такое хорошее предложение", – говорит она, удивляясь, что люди в принципе готовы поверить в то, что квартиры продаются по таким низким ценам.

Кроме того, покупатели зачастую очень суеверны.

"Перед самым бронированием объекта они звонят гадалкам и экстрасенсам и спрашивают совете по сделке. Естественно, в большинстве случаев им рекомендуют не покупать недвижимость, а прийти на прием к этому экстрасенсу", – делится наблюдениями Будникова, добавляя, что в итоге человек просто теряет время и упускает выгодный вариант.

Обоюдные странности

Самыми сложными для риелтора остаются ситуации, когда неадекватно ведут себя и продавец, и покупатель. Таких случаев сейчас немало – ведь в условиях общей неопределенности люди зачастую просто боятся доверять друг другу и в желании подстраховаться переходят уже все границы.

"Один из недавних случаев – потенциальный покупатель обращается к продавцу квартиры со стандартной просьбой: предоставить справку об отсутствии учета в психоневрологического и наркологического диспансеров. Собственник выдвигает обратное требование – покупатель также должен принести соответствующий документ, что последний делать не хочет", – рассказывает Мищенко.

Кроме того, покупатель уже готов внести аванс за квартиру, но хочет, чтобы жилплощадь была оформлена на его мать. А продавец зачем-то просит у матери оформить доверенность, где будет указано, что сын вносит за нее аванс. "Требования несоизмеримые, и наши специалисты сейчас пытаются привести участников предполагаемой сделки к компромиссу", – сетует собеседница агентства.

Или еще один пример от НДВ: покупатель просит собственника предоставить справку из бюро кредитных историй, а продавец отказывается наотрез, хотя ничего сложного в этом нет. Аргументирует это собственник тем, что не хочет раскрывать свои персональные данные.

Как с этим бороться?

Как показывает опыт, прямое противостояние собственника и потенциального покупателя, споры о цене и адекватности требований ни к чему хорошему не приводят. Это открытый конфликт интересов, констатирует Будникова.

По ее словам, сопротивляться необоснованным требованиям можно лишь путем предоставления объективных данных по рынку недвижимости, демонстрацией цен на схожие объекты или цен на объекты, отвечающие завышенным требованиям.

"В отношении продавцов мы проводим аналитику конкурентной среды, сравниваем стоимость, прогнозируем срок продажи при разных ценовых стратегиях и демонстрируем плюсы и минусы каждой из них", – говорит эксперт.

В большей же части ситуаций нужно просто много, долго и нудно разговаривать с неадекватной стороной, а иногда и с обеими сторонами сделки. Пытаться убедить, найти точки соприкосновения и в конце концов приходить к компромиссу. Хотя порой проще бросить это дело, не тратить время и поискать более адекватного человека, признаются риелторы.