Войти в почту

Airbnb ушел из России и Белоруссии вместе с деньгами россиян

Месяц назад Airbnb запретил своим пользователям бронировать жилье в России и Белоруссии и приостановил все операции на территории этих стран. В понедельник 5 апреля поздно вечером Airbnb внезапно заявил, что пользователи, которые находятся на территории России и Белоруссии, больше не смогут воспользоваться сервисом.

Airbnb ушел из России и Белоруссии вместе с деньгами россиян
© BFM.RU

Календари объявлений заблокированы, а все брони после 4 апреля отменены. Хотя еще накануне сервис заверял, что оплаченное жилье до этой даты площадка отработает. Из-за банковских ограничений деньги сервис не возвращает. Но компенсирует «бессрочными бонусами» на бронирование, воспользоваться которыми не получится.

Airbnb считался одним самых удобных сервисов краткосрочной аренды жилья. Им пользовались примерно 15 млн россиян в год. Сейчас из всех услуг сервиса доступны только витрины объявлений — профили пользователей не заблокированы. Официальная группа сервиса «ВКонтакте» закрыта, телефоны поддержки, в том числе международной, недоступны, а в плеймаркетах, где можно скачать приложение сервиса, больше миллиона комментариев примерно с одинаковым текстом: сервис отменил бронь, деньги не возвращают, жалобы сервис игнорирует. Согласно правилам Airbnb, при отмене бронирования деньги возвращаются на счет пользователя в течение десяти дней. При этом многие пишут в комментариях, что ждут уже больше месяца. То есть проблемы с возвратом средств начались задолго до объявления Airbnb об ограничениях.

Илья из Новосибирска вместе с женой собирался в мае в отпуск в Петербург. Квартиру забронировал еще 20 февраля по предоплате в 6 тысяч рублей. А на минувших выходных получил письмо об отмене брони:

«Мы списались с собственником квартиры, он скинул нам скриншот, что отмена бронирования почему-то была еще 20 февраля. Он сказал: «Приедете, будем уже по факту общаться». Написали в поддержку, был ответ: «Не работает международная оплата, будут бонусы, вы сможете ими в любое время воспользоваться в нашем сервисе, деньги мы вам сможем вернуть, только когда появится возможность». Обидно, да, 6 тысяч, но я смотрел комментарии, и там у людей и по 140 тысяч. Мне в группе отвечали собственники. Они говорят, что им деньги не переводят люди, которые у них пожили».

Елена из Вологды сдавала через сервис свою квартиру. 22 февраля заселила на неделю гостей, в течение двух дней должна была получить деньги на счет, но сначала сервис выдавал техническую ошибку, потом — что не подходит банк. В итоге в сумме с комиссией и налогом у Елены «подвисло» на Airbnb 13 тысяч рублей. «Бессрочным бонусом», в который сервис конвертировал внесенные суммы, можно будет воспользоваться, когда и если с России и Белоруссии будут сняты ограничительные санкции. Сейчас ни вывести эти деньги, ни перевести их кому-либо с территории России и Белоруссии не получится.

Ольга Сергеева из Москвы забронировала квартиру в Светлогорске на июль еще в декабре. «Письмо счастья» от сервиса пришло 1 апреля:

«Сначала на почту пришло сообщение, что ваше бронирование отменено. 1 апреля — что деньги будут перечислены на карту, но 2-го или 3-го числа пришла информация, что моя предоплата будет переведена на бессрочный бонус, а я не знаю даже, как смотреть. На Booking вообще еще круче, вот у нас девочка пишет. Они бронировали заграницу, сначала не поехали из-за пандемии, а теперь Booking вообще говорит: «Все, до свидания». Порядка 900 евро у них пропало».

Booking вслед за Airbnb объявил о прекращении работы в России в начале марта. До 2017 года Airbnb работал в России под отдельным юрлицом. Затем его ликвидировали, а все операции перевели в офисы в Берлине, Дублине и Лондоне. Спрашивать потерянные деньги не с кого, говорит юрист по защите прав потребителей Сергей Емельянов:

Сергей Емельянов юрист по защите прав потребителей «В законе четко написано: при неисполнении обязательств своих по договору оказания услуг потребитель имеет право требовать возврат денежных средств за неоказанные услуги. Если это не зарегистрированная в виде филиала на нашей территории, то форма представительства, она уже ни за что не отвечает, то есть представительство — это исключительно декларативная организация, по-русски говоря, тетенька с компьютером».

Теоретически проблему можно обойти с помощью VPN — сервис блокирует пользователей по геолокации, а не по регистрационным данным. Но привязанные к профилю карты — российские. Вернуть на них деньги не получится.