В Саратовской области предложили снизить налог на катера и моторки

Пересмотреть повышающие коэффициенты депутатам областной думы предложил в своем блоге бывший член областной общественной палаты, юрист и предприниматель Николай Скворцов. А жители региона начали сбор подписей.

В Саратовской области предложили снизить налог на катера и моторки
© Российская Газета

По мнению общественника, "в условиях санкций и закрывающихся границ" подобный шаг был бы своевременным, учитывая то, что многие саратовцы, по-видимому, в этом году проведут летний отдых на Волге. Скворцов напоминает, что в далеко не самом богатом регионе установлены самые высокие налоговые ставки в стране на маломерные суда, которые в 8-10 раз превышают размеры базовых ставок, определенных Налоговым кодексом.

Транспортный налог на катера и яхты в Саратовской области резко увеличили еще с 2013 года. При этом небольшая ставка в 20 рублей была сохранена только для моторных лодок и катеров с двигателем до 30 лошадиных сил.

За лодку с мотором мощностью от 30 до 75 "лошадей" собственник должен платить по трехкратной ставке, в год выходит от 1,8 до 4,5 тысячи рублей, за катер с мотором мощностью от 75 до 100 лошадиных сил - по пятикратной (ежегодно от 7,5 до 10 тысяч рублей), а для катеров с мотором мощнее 100 лошадиных сил применяется коэффициент 10.

Теневой маломерный флот, принадлежащий саратовцам, либо платит транспортный налог в других регионах, либо вообще на учете не состоит

Высокие ставки были установлены в регионе и для собственников яхт (от 160 до 310 рублей за "лошадку") и гидроциклов (от 210 до 410 рублей).

При этом для жителей соседних регионов платежи по транспортному налогу по-прежнему значительно ниже. Например, жителям Самарской и Нижегородской областей за свои катера приходится платить примерно в два раза меньше, чем саратовцам, а жителям Ульяновской области и Чувашии - втрое.

Высокие региональные коэффициенты по транспортному налогу приводят к тому, что саратовцы ищут пути, чтобы его минимизировать или вообще не платить.

- Судовладельцы регистрируют свои катера в других регионах, особенно популярны некоторые республики Северного Кавказа, где не стали устанавливать высокие налоговые ставки на маломерные суда, - рассказал корреспонденту "РГ" Николай Скворцов.

Саратовцы не первый раз выступают за снижение налога на яхты и катера. Два года назад областная дума уже рассматривала законопроект, где также предлагалось пересмотреть ставки.

По словам автора тогдашних поправок в региональное законодательство депутата Александра Нараевского, за то, чтобы несколько раз в сезон прокатиться на гидроцикле, его собственник должен выложить по 30-40 тысяч рублей. Это приводит к тому, что такую технику просто не ставят на учет.

Однако областное правительство дало на проект закона отрицательное заключение, и депутаты его не поддержали. Чиновники посчитали, что если снизить налоги, из бюджета могут выпасть 26 миллионов рублей доходов.

Одним из доводов против изменений стало то, что повышенные налоговые ставки касаются меньшей части судовладельцев, ведь более двух третей стоящих на учете лодок и катеров - с двигателями мощностью до 30 лошадиных сил.

Примечательно, что вскоре после принятия повышенных ставок региональные власти объявили о проведении кампании по выявлению и постановке на учет судовладельцев, уклоняющихся от уплаты налога. Причем во время рейдов обещали выводить на чистую воду прежде всего собственников дорогостоящих катеров и яхт, принадлежащих чиновникам и сотрудникам силовых структур.

Однако в результате ситуация с плавсредствами, которые многие собственники по-прежнему не ставят на учет, изменилась не сильно. Вроде бы таких лодок и катеров теперь стало даже больше. Когда проект поправок о снижении налоговых ставок обсуждался в облдуме, представители Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) сообщили, что примерно 30 процентов катеров и лодок, которые плавают по Волге, на учете не состоят и соответственно их собственники не платят транспортный налог.

Между тем за последние десять лет количество судов, числящихся на учете в ГИМС в Саратовской области, увеличилось не намного: с 33 до 37 тысяч. При этом, по официальным оценкам, ежегодный прирост маломерного флота в стране в это время составлял не менее пяти процентов ежегодно. Получается, в Саратовской области он должен был вырасти более чем в полтора раза. Теперь весь этот теневой флот либо платит транспортный налог в других регионах, либо вообще на учете не состоит. •

Штрафная емкость

Самарские законодатели предлагают дать возможность регионам поднимать штрафы за отдельные правонарушения: до 10 тысяч рублей - для граждан, 100 тысяч - для продавцов и до двух миллионов рублей - для юрлиц. Такие изменения в КоАП направят в правительство РФ. Сейчас региональный "потолок" штрафов вдвое ниже. Их размер скорректирован еще в 2007 году и тогда был актуален. Совокупная инфляция за прошедшие годы составила более 180 процентов, а размеры штрафов не пересматривались, подчеркнули самарские законодатели.

Самарские чиновники давно ставят вопрос о повышении штрафов за нарушения в области потребрынка и услуг. Других способов искоренить теневую торговлю "из багажника" попросту нет, уверен и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Самарской области Эдуард Харченко. Год назад в Самаре увеличили штрафные санкции за теневую торговлю рыбой и раками вне рынков ("Золотой улов", "РГ" от 06.04 2021). Но даже тогда максимальный размер оказался ниже федерального "потолка".

Комиссия Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ не поддержала самарский законопроект. Увеличение максимальных штрафов сразу вдвое может привести к необоснованно высоким сборам, сделали вывод в комиссии. Теперь проект направят в правительство РФ для официального отзыва и только после этого - в Госдуму.

Подготовила Анна Шепелева, Самара