Девелоперы переключились на малый формат торговых центров

В 2022 году средняя площадь заявленных к вводу крупных торговых центров сократилась до уровней 2014 года. Крупные ТЦ из-за приостановки работы международных брендов потеряли до 30% трафика. Посещаемость районных объектов снизилась всего на 5%. Основной поток покупателей в небольших ТЦ формируют продуктовые супермаркеты. Интерес к ним остается стабильным.

Девелоперы переключились на малый формат торговых центров
© BFM.RU

Девелоперы переключились на малый формат еще задолго до сегодняшнего кризиса, и это оказалось правильным шагом, говорит директор департамента торговой недвижимости «Коллиерз Интернешнл» Борис Маца:

Борис Маца директор департамента торговой недвижимости «Коллиерз Интернешнл» «Как правило, цифры ввода в календарном годе отвечают на тренды, которые зародились примерно за три-четыре года до этого. Это примерный срок, который уходит на проектирование, получение разрешительной документации, банковское финансирование и строительство. Поэтому ввод малоформатных объектов в 2022 году отражает то, что в 2017-2018 годы девелоперы под влиянием падения курса рубля 2014 года, дефицита земельных участков, которые уходили под жилую застройку, переключились на малый формат. За последние три-четыре года в Москве вводилось большое количество крупных торгово-развлекательных центров, рынок достиг высокой точки насыщения. С учетом того, что уход международных брендов отразился на трафике крупноформатных объектов, они расположены вдали от жилых массивов, западные компании, сегмент кино были главными якорными позициями. Взгляд девелоперов сейчас будет направлен скорее на объекты у дома, однако, если мы берем московский рынок, на площадках девелопмента и на рынке земельных участков наблюдается дефицит подходящих лотов».

Все запланированные на этот год 22 торговых центра в Москве — это как раз объекты районного и окружного форматов площадью не больше 30 тысяч квадратных метров. Тренд задает еще и реконструкция небольших советских районных кинотеатров, которые сейчас активно переделывают в торговые центры с кафе, магазинами и другими точками притяжения, говорит управляющий партнер консалтинговой компании RRG Денис Колокольников:

Денис Колокольников управляющий партнер консалтинговой компании RRG «Районные торговые центры более востребованы при новом жилищном строительстве, и когда девелопер жилья формирует экономическую инфраструктуру, часто они закладывают именно районные торговые центры в рамках своих проектов. Второй фактор — это проекты компании АДГ, это реконструкция кинотеатров, проекты которых были куплены несколько лет назад, и они потихоньку вводятся уже несколько лет. На этот год было заявлено около восьми объектов, девелопер строит комьюнити-центры, объекты районного масштаба. Крупные торговые центры имеют не так много потенциала для их строительства, и ввод крупных объектов [происходит] не каждый год, были годы и в прошлом, когда они не вводились либо, наоборот, в год вводилось большое количество. Поэтому сказать, что крупные торговые центры совсем не нужны, наверное, нельзя, но это рискованный элемент, и нет площадок. Более эффективно на большом земельном участке построить многофункциональное здание, где торговля будет только составляющей частью».

Аналогичная тенденция прослеживается в регионах. Средняя площадь заявленных на этот год торговых центров составляет 18 тысяч квадратных метров против 29 тысяч квадратных метров годом ранее. Смещение активности региональных девелоперов в пользу малоформатных торгцентров — это тоже реакция на рыночные тренды, сформировавшиеся еще три года назад. Но это не значит, что магазины начнут массово уходить из больших моллов и рассредоточиваться по районным. Для этого у малых ТЦ пока недостаточно площадей.