Какие меры необходимы для развития аквакультуры на Дальнем Востоке

Роман Сергеевич, как вы оцениваете положение в отрасли в настоящий момент?

Роман Витязев: Сейчас на Дальнем Востоке, в частности в Приморье, где сконцентрировано наибольшее количество рыбоводных участков (РВУ) - порядка 300, действует около 120 предприятий. Пригодные для марикультуры акватории в регионе были распределены практически по максимуму несколько лет назад, и мы должны бы уже наблюдать взрывной рост объемов производства и реализации товарной продукции, но видим фактическую стагнацию отрасли.

В декабре прошлого года на совещании с участием замглавы Росрыболовства Василия Соколова прозвучала информация о "пузыре отчетности": данные об объемах производства, которые пользователи предоставляют в официальных отчетах регулятору, отличаются от данных о фактическом изъятии и реализации более чем в 50 раз! Это означает, что по каким-то причинам предприятия не реализуют выращенную продукцию.

Другой момент: пользователи РВУ предпочитают выращивать низкомаржинальные объекты аквакультуры. Законодательство предусматривает, что мы должны выдавать в год тонну с гектара при пастбищном выращивании, три - при индустриальном, что в принципе невозможно по объективным причинам, и это подтверждает наука. Как следствие предприятия, планируя деятельность, отдают приоритет не долгосрочным инвестициям в валютоемкие объекты, а выбирают, например, ламинарию. Малозатратная при выращивании, она дает большую по объему товарную массу. Тем самым компании страхуются от расторжения договора при невыполнении условий по минимальному объему выращивания.

Мы давно предлагаем отойти от этой модели. Нам нужен некий набор понятных для пользователя и регулятора критериев, который показывает и доказывает эффективность работы предприятия. На наш взгляд, это должен быть понятный индикатив, такой как реализация выращенной продукции, уплата налогов, движение денежных средств по счетам. И руководитель Росрыболовства Илья Шестаков на ведомственной коллегии в прошлом году дал соответствующие поручения: провести анализ и аудит, выявить недобросовестных пользователей, расторгнуть с ними договоры, чтобы освободившиеся участки выставить на аукцион. Но предыдущее руководство Приморского терруправления ФАР эту задачу не выполнило.

Уже несколько лет компании "нарезают" участки с помощью интернет-сервиса "Аквавосток". Насколько он функционален?

Роман Витязев: Наш союз регулярно предлагает меры по оптимизации работы этого сервиса, часть из них была реализована. Например, появилась возможность формировать участок с прилеганием к береговой полосе.

Но, к сожалению, пока остается неизменным формирование "надела" с опорой на четыре точки. На наш взгляд, требуется увеличить количество точек, чтобы у потенциальных инвесторов была возможность делать участки ломаной конфигурации большей площади.

Пригодные для марикультуры акватории были распределены несколько лет назад, и мы должны бы уже наблюдать взрывной рост объемов производства и реализации продукции, но видим фактическую стагнацию отрасли

Плюс к этому алгоритмы сервиса до сих пор используют при формировании участков 100-гектарную сетку. Это тоже ограничивает возможности использования потенциальных перспективных площадей. Есть, например, акватория, в середине которой проходит навигационный створ. При формировании участков сервис автоматически прикрепляет к этому "коридору" с каждой стороны по всей его длине запретные районы площадью по 100 гектаров, в результате чего из оборота выпадает значительная площадь. При этом все проблемы на законодательном уровне решены, но апгрейд сервиса затянулся.

До сих пор законодательно не урегулировано понятие "буферной зоны" между участками, хотя сервис и создает ее автоматически. На таких акваториях необходимо установить правовой режим, который ограничивал бы движение всех типов судов, вводил запрет на ведение любительского рыболовства с использованием водолазного оборудования, то есть максимально защищал пользователя от противоправных действий третьих лиц.

Нужно ли учитывать региональные особенности при формировании участков?

Роман Витязев: В Северном рыбохозяйственном бассейне в основном индустриальным способом выращивают рыбу в садках. Там не нужны большие участки, они могут быть и менее 100 гектаров, а буферная зона между ними до 500 метров.

В акватории Приморского края, мы считаем, участки должны быть не меньше 300 гектаров, а у берегов Сахалина и Курил не менее 500: опыт показывает, что маленькие участки при пастбищном выращивании низкоэффективны.

Ряд акваторий находится под ограничениями минприроды, минтранса, минобороны, но после соответствующей адресной работы некоторые запреты могут быть сняты. Например, минтранс вправе наложить ограничение на движение флота в районе с затонувшими кораблями, мелями, скалами. Для больших судов они действительно опасны, но для пользователей рыбоводных участков - это готовый искусственный риф, настоящий подарок.

Какие еще принципы работы с инвесторами необходимо внедрить?

Роман Витязев: В начале марта мы с заместителем министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолием Бобраковым говорили о проблемах в отрасли, в частности, о так называемом законе об "акваТОР". Принятый по нашей инициативе в 2019 году, он должен был дать предприятиям аквакультуры преференции территорий опережающего развития. Однако он не получил дальнейшего наполнения подзаконными актами и остался фактически не работающим документом.

У нас есть предложение внед­рить некий аналог инвестиционных квот для рыбоводных участков площадью от одного-двух тысяч гектаров и больше. "Вода" давалась бы в пользование без аукционов, но под подкрепленные банковской гарантией обязательства инвестора вложить минимально определенную сумму в развитие производства на море и на берегу. У нас были инвесторы, российские и иностранные, в частности, китайские, которые не понимали, почему они должны сначала платить немалые деньги за участок, а потом еще и вкладывать в него сопоставимые суммы при наличии определенных климатических и страновых рисков. Действующий механизм распределения "воды" исключил участие несколько крупных компаний, которые могли бы стать по-настоящему драйверами развития бизнеса. Сейчас же мы видим, что инвесторы, разово заплатившие на аукционе за участки, в массе своей не спешат вкладывать средства в их развитие.

Государству необходимо оценить риски и имеющийся опыт, чтобы выделить механизмы, которые помогут нашей отрасли стать по-настоящему эффективной.