Из-за снесенного пандуса семья инвалидов-крымчан оказалась в изоляции

- Пока мама могла ходить, она спускала меня в коляске на лифте со второго на первый этаж, а затем аккуратно перемещала коляску по ступенькам, которые, кстати, еще не были такими острыми, как сейчас, - рассказывает инвалид детства евпаторийка Валерия Петрова, по привычке сидя на полу у окна, которое вот уже год остается для нее фактически единственным окном в мир.

Из-за снесенного пандуса семья инвалидов-крымчан оказалась в изоляции
© Российская Газета

- Двадцать с лишним лет назад мама заболела, - продолжает она. - Когда мне было нужно покинуть квартиру, чтобы попасть на прием к врачу либо посетить магазин, либо просто погулять, я просила о помощи подруг. Они все вышли замуж, теперь у них своих забот хватает. Изредка просила спустить и поднять меня по семи ступенькам перед выходом из подъезда соседа. Он же и предложил соорудить для меня откидной пандус.

Мама Валерии Галина Владимировна во всем привыкла полагаться на себя. Оттого мужественная женщина, на чьих плечах сейчас еще и парализованный старший сын, не тратила сил и времени на диалог с местной властью в надежде на установку пандуса или подъемника. Тем более что, как отмечает инвалид-колясочник глава "Евпаторийской федерации спорта инвалидов" Валерий Темнеков, у муниципалов редко находятся деньги на установку таких приспособлений (в лучшем случае их приходится мучительно дожидаться годами).

- В таких случаях инвалидам предлагают установить пандус или подъемник за счет управляющей компании, - поясняет общественник. - Но для этого, помимо финансов последней, требуется согласие на монтаж всех совладельцев многоквартирного дома.

В предпоследней по счету управляющей компании, что обслуживала дом, нашлись добрые и сообразительные специалисты. Согласно нормам Жилищного кодекса РФ, общее имущество в многоквартирном доме (подъезд, например) можно приспособить для беспрепятственного доступа инвалидов без решения общего собрания совладельцев, если такое приспособление сделано не за их коллективные деньги. Руководствуясь, вероятно, этой нормой, несколько лет назад за весьма скромную и посильную для пенсионеров Петровых сумму и соорудили откидной пандус. Часть материалов для него Галина Владимировна приобрела сама.

Вот уже год лестничная площадка у дверей квартиры остается для Валерии границей с окружающим миром. Фото: Алексей Вакуленко/РГ

- Разумеется, мы с мамой обсудили установку конструкции с соседями, никто не был против, - говорит Валерия. - Ее прикрепили вдоль идущего с лестничной площадки первого этажа пролета к входной двери в подъезд. В прошлом году мы с мамой, несмотря на самоизоляцию, перенесли коронавирус (периодически нам приходилось вызывать на дом врачей). У мамы перенесенное заболевание привело к осложнению артрита. Ее госпитализировали. После выписки из больницы на пороге подъезда пожилую женщину с букетом болезней ожидал пренеприятнейший сюрприз: пандуса, который еще был в момент госпитализации, на месте не оказалось. В итоге пришлось прибегнуть к помощи дальней родственницы, которая инвалидную коляску довезла до квартиры. А дальше Галине Владимировне пришлось самой, цепляясь за стойки перил, ползти на второй этаж. С тех пор связь с обществом мать и дочь сохраняют благодаря соцработникам.

- О предстоящем демонтаже конструкции представители управляющей компании нас никак не предупредили, - сетует Валерия. - Попытки связаться с ее руководителем по телефону, чтобы выяснить, есть ли законные основания для сноса пандуса, не увенчались успехом. Тем временем мама лишена возможности периодически ездить в Симферополь на лечение, обе мы страдаем от болезней зубов, не имея возможности здесь, в Евпатории, посетить стоматолога. В конце концов, мы фактически лишены конституционного права на свободу перемещения.

До конца апреля Валерия и Галина Владимировна попеременно по мере необходимости годами делили одну коляску. По квартире дочь передвигалась преимущественно ползком. Так бы и продолжалось, но об их проблемах узнал известный в Крыму волонтер Юрий Обозенко. Он организовал сбор средств на приобретение для Валерии электроколяски и в рекордные сроки не только ее приобрел, но и доставил Петровым на дом. По словам Юрия, дожидаться очереди на получение коляски от государства приходится долго.

- По себе знаю, что такое быть ограниченным в движении: протезы для ноги, которые мне делают за счет государства, рассчитаны на два года, но служат максимум год, а то и меньше, - признался он. - Вполне естественно, что люди с ограниченными физическими возможностями хотят просто двигаться, ведь движение - это жизнь.

Официально

В соответствии с действующим в РФ жилищным законодательством обеспечить инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах обязаны органы государственной власти и органы местного самоуправления за собственный счет (пункт 5.1 статьи 2 Жилищного Кодекса РФ). Управляющая же организация должна проверять состояние конструкций и (или) иного оборудования, которое обеспечивает инвалидам доступность помещений в доме, поддерживать в надлежащем состоянии и при необходимости восстанавливать.

Кстати

В 2021 году правительство Крыма утвердило ориентированную на инвалидов государственную программу "Доступная среда". Ее актуальность в Совмине объяснили растущим на протяжении последних лет числом инвалидов в республике. Программу предполагается реализовать до конца 2023 года. Из предусмотренных на программу 171,2 миллиона рублей 138,6 обеспечит региональный бюджет, еще 32,6 миллиона рублей доведут из федерального бюджета. В 2022 и 2023 году намечено освоить 70,9 и 35,5 миллиона рублей, соответственно. В рамках документа планируется повысить уровень доступности приоритетных для крымских инвалидов объектов, учреждений и услуг, а также улучшить обеспечение маломобильных граждан реабилитационными услугами.