Хотите здесь жить? Пафосный жилмассив сталинской эпохи

Сталинский жилмассив, который был закончен только через 20 лет после начала строительства, изначально возводился за пределами городской черты недалеко от немецкой колонии и промышленных корпусов нового предприятия. Сегодня это престижная часть Московского района. Хотите узнать, о каком объекте идет речь?

Архитектурная пропаганда

Люблю Московский район, особенно его южную часть. По генеральному плану конца 30-х годов именно в этом месте предполагалось сосредоточить общественно-деловую жизнь города, и как раз здесь должна была появиться его главная площадь. Поэтому строили тут с размахом.

Борьба с архитектурными излишествами начнется позже. А во второй половине 30-х - начале 40-х годов, когда проектировали и начинали застраивать этот район, одной из главных задач градостроительной политики было подчеркнуть величие и мощь советского государства, укрепить веру народа в светлое будущее. Сегодня при взгляде на здешние здания, которые в народе называют сталинками, в голове вертится слово "монументализм".

Дома, выходящие фасадами к проезжей части, имеют парадный вид: они украшены колоннами, пилястрами, лепниной. Корпуса, расположенные во дворах, намного скромнее. Нужно отметить, что строительство сталинок продолжалось и после войны, вплоть до 1956 года.

В южной части города жилая сталинская застройка заканчивается у метро "Московская", однако чуть дальше, на Московском шоссе, есть еще два красивейших здания той эпохи. Их адреса - Московское шоссе, 14, корп. 1, и Московское шоссе, 16, корп. 1.

Как же они здесь очутились? Ведь освоение территорий шло сразу огромными кварталами по 9 - 15 га в порядке очередности с севера на юг. И строительство всего нескольких объектов за границей города выглядит довольно странным.

Ответ оказался довольно прост. На этом месте, по замыслу архитекторов, должен был появиться большой жилой ансамбль (но все планы воплотить в жизнь так и не удалось). А предназначался он специально для работников мясокомбината им. С.М. Кирова, который был расположен по соседству, на Московском шоссе, 13.

Ленинградский мясокомбинат, построенный в годы первой пятилетки, был крупным, известным передовым предприятием. Он введен в эксплуатацию в 1933 году. В 1937 году был даже отмечен золотой медалью на Всемирной выставке искусств и техники в Париже.

Для рабочих и служащих здесь стремились создать самые лучшие условия. И было принято решение недалеко от производственных корпусов возвести современный жилой массив. В 1935 году приступили к его проектированию (архитекторы А. Юнгер, Н. Лебедев и А. Сибиряков). В 1936-м начались строительные работы. Ввод жилья в эксплуатацию проходил очередями. Первая очередь на 70 квартир была сдана и заселена в 1938 году. До 1941-го введены в эксплуатацию еще несколько. Но грянула война, началась блокада, затем - послевоенное восстановление... Полностью завершить ансамбль удалось лишь к середине 50-х.

Готовые корпуса жилмассива, расположенные вдоль Московского шоссе. Немецкая аэрофотосъемка. 1942 год. Источник: www.etomesto.ru

Для справки: по данным ЦГА СПб, в 1940 г. из состава Слуцкого района Ленинградской области в Московский район Ленинграда был включен населенный пункт Ленмясокомбината им. Кирова.

Дом-мечта

Кстати, изначально архитектурное решение комплекса было другим.

Этому жилмассиву была посвящена отдельная публикация в журнале "Архитектура Ленинграда" № 6 за 1939 год. В ней, в частности, упоминались несколько новых улиц, которые должны были начинаться на этом месте:

"Полуциркульная площадь была решена на пересечении двух улиц, подходящих под углом 45 градусов к Московскому шоссе... Кроме того, по оси полуциркульной композиции с юга выходит на площадь улица, связывающая ее с Пулковским шоссе" (см. рисунок).

Схема застройки жилмассива Мясокомбината имени С. М. Кирова. Журнал "Архитектура Ленинграда" № 6, 1939 г.

Но жизнь внесла свои коррективы. Комплекс был изменен и удешевлен. Полукруглая площадь в проекте сохранилась. Вокруг нее возвели два симметричных шестиэтажных здания с башенками по девять этажей. (В первом варианте проекта башенок не было. Комплекс зданий должен был иметь одинаковую высоту, а корпуса соединялись пропилеями.)

Крайние шести-семиэтажные здания, так же как и по первоначальной задумке, размещены вдоль Московского шоссе. Их большие арки стали своего рода визитной карточкой комплекса. За сходство с аркой из заставки известного сериала в народе дома прозвали "Санта-Барбарой".

Первым был построен дом 16. Вот что про него писали в той же статье журнала "Архитектура Ленинграда":

"Квартиры имеют всё необходимое оборудование: ванны, умывальные, комнаты для домработниц. Предусмотрена подача горячей воды, обеспечиваемая теплоэлектроцентралью Мясокомбината, рассчитанной на полное обслуживание производства и удовлетворение нужд всего жилого ансамбля. Небольшие кладовые и встроенные шкафы дополняют хозяйственное оборудование. Все 11 лестничных клеток оборудованы лифтами. Первый этаж, как и было запроектировано, отведен под магазины и коммунальные предприятия. Функционирует детская поликлиника, пункт охраны материнства и младенчества".

Не дом, а мечта. Правда, большинство квартир, как в № 14, так и в № 16, заселили коммунальным способом, а на верхних этажах устроили общежитие. На сегодняшний день коммуналки уже превратились в отдельные квартиры, хотя еще далеко не все.

В доме 14 всего 179 квартир, из них 33 коммунальные. В доме 16 - 183 квартиры, коммуналок из них - 20.

В жилмассиве больше всего двух, трех- и четырехкомнатных квартир. А однушек на два таких здания, в каждом из которых 16 парадных, всего семь. Есть по несколько и пяти-семикомнатных!

В 2001 году КГИОП включил дом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность".

Окружение дополняет образ

Сегодня сталинки окружены более поздней застройкой - хрущевками и брежневками. В шаговой доступности имеются школа и детский садик.

Кстати, в доме 16 на первом этаже расположился филиал МРЭО ГИБДД, где можно поставить на учет свой автомобиль. Кому-то такое соседство покажется удобным, а кого-то могут раздражать постоянные визиты чужих автомобилистов с чадящим транспортом.

Также на первых этажах комплекса находятся кафе и магазины. А если прогуляться к территории бывшего мясокомбината, по пути можно встретить множество торговых объектов, самые крупные из которых - ТРК "Континент" с фудкортом и кинотеатром и ТК "Торговый двор".

Напротив сталинок обширная зеленая зона - Пулковский парк. Здесь же - место притяжения окрестного православного люда, этакий городок церквей, который образуют сразу три православных храма.

По соседству находится физкультурно-оздоровительный комплекс.

А там, где когда-то располагались корпуса мясокомбината, сегодня активно работают застройщики, превращая промышленные территории в современный жилой район.

Жить в этой части города во всех смыслах хорошо и удобно. Транспортная доступность тоже на высоте. Примерно в 700 метрах от нашего комплекса находится станция метро "Звездная", в трех километрах - заезд на КАД, в трех с половиной - на платные трассы ЗСД и М 11. До аэропорта Пулково можно домчаться на такси или личном автомобиле всего за 15 минут.

А если ехать прямо по Московскому шоссе, никуда не сворачивая, то доберетесь до Москвы. Трасса на нее начинается от площади Победы и проходит под окнами жилого ансамбля.

На пересечении Московского шоссе с Дунайским проспектом в 2024 году появится современная дорожная развязка, которая наконец-то избавит этот перекресток от пробок. Строительство идет полным ходом.

Квартиры и цены

В листингах периодически встречаются объекты в этом жилмассиве. На момент подготовки материала в продаже имеются двухкомнатные (от 13,5 млн руб.), трехкомнатные (от 14,7 млн руб.), четырехкомнатные (22,5 млн руб.) и комнаты (4,2 млн.)

Для сравнения приведем цифры по Московскому району. По данным Центра оценки и аналитики BN.ru, cредние цены предложения здесь такие: студии и однокомнатные - 7,2 млн руб., двухкомнатные - 9,7 млн руб., трехкомнатные - 12,1 млн руб.

Комментарий риэлтора

Дмитрий Щегельский, генеральный директор АН "Бенуа":

- Эти дома начали строить еще в середине 30-х годов ХХ века.

Во время блокады объекты находились на второй линии обороны и были последними жилыми домами на Средней Рогатке перед Пулковскими высотами, где проходила линии фронта. Несколько лет назад при ремонте на крыше была найдена неразорвавшаяся минометная мина, пролежавшая там почти 80 лет.

При СССР последние этажи в обоих домах использовались под общежития, также было много коммуналок. Треть квартир здесь - четырехкомнатные.

В 90-е, когда шло массовое расселение коммуналок, квартиры в этих домах не были популярными из-за удаленности от метро. Сейчас это кажется смешным (до "Звездной" менее километра), но тем не менее это так. Помню, в 1993 году у нас был покупатель, который просил найти ему четырехкомнатную квартиру в сталинке в Московском районе, но в домах 14 и 16 по Московскому шоссе смотреть отказывался именно по этой причине.

Со временем жилье здесь стало пользоваться спросом, особенно с того момента, когда облагородили Пулковский парк.

Квартиры в этих домах имеют интересные планировки, как правило с большими прихожими в трех- и четырехкомнатных квартирах.

Как во всех сталинках, построенных до войны, перекрытия в домах представляют собой металлические балки с деревянным заполнением.

Посмотрите подборку квартир на Московском шоссе

А это - подборка сталинок в Московском районе