«Это называется репрессией»: кого затронет и чем грозит новый законопроект об иноагентах

В России дан старт принятию нового закона об иностранных агентах. Согласно данной инициативе, для признания юрлица или физлица иноагентом иностранное финансирование будет уже необязательно. Достаточно попасть под «иностранное влияние». Что это значит, чем может обернуться и что в этой истории можно считать «хорошей новостью» для сограждан, НДН.инфо узнал у экспертов в области образования, истории, политологии и права.

«Это называется репрессией»: кого затронет и чем грозит новый законопроект об иноагентах
© НДН.Инфо

На пленарном заседании 7 июня Госдума приняла в первом чтении законопроект «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Его разработала группа 15 депутатов и 3 сенаторов из числа «единороссов», «справороссов» и «Новых людей».

Документ, как следует из пояснительной записки, представляет собой упорядоченный сборник положений действующих законов, которые регулируют статус иноагента. Текущие положения законотворцы называют «разрозненными».

Делается это для того, чтобы увеличить контроль над институтом иноагентов с учетом, как пишут сами депутаты и сенаторы, нынешних «вызовов безопасности и суверенитету Российской Федерации».

В чем суть инициативы и что нового она привнесет в закон об иноагентах

Важное нововведение — расширение списка критериев для присвоения статуса иноагента. Прежде главным основанием был факт наличия финансирования из-за рубежа. Теперь же иностранными агентами могут быть признаны в том числе физлица, юрлица и общественные объединения, попавшие под «иностранное влияние».

«Под иностранным влиянием понимается предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами», — гласит текст законопроекта.

Также в числе критериев для присвоения статуса иноагента:

осуществление политической деятельности,целенаправленный сбор сведений в области военно-технической деятельности России, которые могут быть использованы против безопасности РФ,распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной Сети интернет),финансирование указанных видов деятельности.

Реестры иноагентов, а их сейчас четыре, хотят объединить в один. В него войдут НКО, организации без юридического статуса, СМИ и физлица, уже признанные иноагентами, а также лица, «аффилированные» с ними.

Например, в случае, если речь идет о включенном в реестр иноагентов НКО, то аффилированными будут считаться учредители, члены, участники, руководители и работники организации. Как утверждают авторы законопроекта, ограничений, подобных тем, которые накладываются на иноагентов, для них не предусмотрены.

Все это, по мнению парламентариев, нужно «для информирования граждан РФ о том, какие организации и лица являются иностранными агентами». Дескать, благодаря планируемым поправкам деятельность иноагентов станет прозрачнее, понятийный аппарат в положениях — проще, а способы контроля внесенных в реестр лиц — эффективнее. Однако экспертное сообщество считает обратное.

«Закон дает большую возможность для произвола»

По словам руководителя «Политической экспертной группы» Константина Калачева, размытость формулировок законопроекта может привести к ситуации, когда иноагентом могут объявить любого человека, имеющего иностранные контакты.

«Я отношусь к числу тех людей, которые не приветствуют подобные законопроекты [….] Формулировки (законопроекта) имеют очень широкое толкование. Любой юрист скажет, что нормы закона должны быть предельно конкретные. Не должно быть возможностей для субъективизма, вкусовщины: не понравился человек, заподозрили, что он попал под влияние, и причислили его к иноагентам. Сама норма, позволяющая внести в реестр иноагентов не только тех, кто получает иностранное финансирование, но и тех, кто попал под влияние и так далее, мне кажется чрезмерной», — говорит Калачев.

Статусу «иноагент» нужно дать точное определение, а основным критерием для включения в реестр должно остаться иностранное финансирование. Хотя и здесь есть свои тонкости. Иностранное финансирование отнюдь не означает больших вложений, иноагентом могут объявить даже за перевод 10 тенге из Казахстана от «непонятно кого», продолжает эксперт.

«Я считаю, что этот законопроект чересчур политизирован. Понимаю желание членов комиссии Госдумы показать свой ультрапатриотизм. Понимаю, сейчас такая ситуация — большинство действительно считает, что Россия находится в кольце врагов и является предметом и объектом заговора. Мировая закулиса вербует десятую колонну, ну и так далее. Я знаю многих людей, которых прозвали иноагентами. С моей точки зрения, никакими иноагентами они не являются. Это просто мой личный субъективный опыт. Это люди, которые исповедуют критический патриотизм, когда человек видит недостатки», — рассказывает Константин Калачев.

Неясность формулировок про «иностранное влияние» на практике приведет к полной изоляции, по мнению эксперта. Люди будут вынуждены отказаться от любых контактов с иностранцами, ведь иначе каждый контакт может быть обращен против них.

«Присваивать статус можно будет любому человеку, который имеет какие-то отдаленные иностранные контакты: родственники за рубежом, встречи и комментарии иностранным журналистам, публикации в иностранных изданиях, в том числе научные, и так далее. Собственно говоря, этот закон дает большую возможность для произвола», — заключает Константин Калачев.

«Отчасти ограничения оправданы»

Юрист Константин Зиновьев также придерживается позиции, что формулировка «иностранного влияния» — широкая сама по себе, под нее можно подставить все что угодно.

По мнению авторов, среди прочего иностранное влияние может оказываться «путем принуждения и убеждения». При этом суть и первого, и второго понятия конкретно не раскрывается.

Как объясняет Зиновьев, под принуждением можно понимать угрозу насилия, которая выражается либо в прямом виде, либо в форме шантажа. Но если это не расшифровать на уровне законопроекта, возникает правовая неопределенность понятия и исполнения самого закона.

«Принуждение — понятно: я не хочу, но вынужден. Что понимать под убеждением? Меня убедили, что белое — это черное? Честно говоря, не очень хорошо понимаю, как это будет выглядеть, — комментирует юрист. — На то, собственного говоря, и есть чтения. Во втором чтении как раз должны уточняться такого рода неопределенности. Будем надеяться, что законодатель их уточнит либо вообще не будет принимать такого рода закон, когда дело уже дойдет до подробностей».

В новом законопроекте есть и положительные моменты, добавляет Константин Зиновьев. Согласно документу, включенные в реестр лица должны быть уведомлены об этом «в срок не позднее чем 5 рабочих дней со дня принятия такого решения».

«Сам факт признания лица иноагентом будет производиться также с извещением заранее, что его собираются делать таковым. Это, конечно, положительный момент, потому что так можно хоть как-то повлиять», — говорит эксперт.

Кроме того, авторами инициативы предусмотрены для иноагентов новые ограничения — от запрета на участие в различных объединениях при органах публичной власти или в госзакупках до запрета на организацию публичных мероприятий или ведения преподавательской деятельности в отношении несовершеннолетних.

«Мне кажется, что в сложившейся в стране ситуации, наверное, это будет отчасти оправдано. Но это оценка уже не правовая, а общественная, скажем так. Государство вправе устанавливать любые ограничения. Если они кому-то не нравятся, их можно оспорить в судебном порядке», — добавляет юрист.

«Но все-таки есть хорошие новости — за это нас пока не расстреливают»

По словам директора «Новоколледжа» Сергея Чернышова, ситуация с беспрестанно пополняющимся списком иноагентов еще не затронула сферу образования — в реестре пока нет ни педагогов, ни образовательных организаций. Однако в случае принятия законопроекта таковые наверняка там появятся, считает он. По задумке авторов законопроекта, иностранным агентам будут запрещено осуществлять не только преподавательскую, но просветительскую, воспитательную деятельность несовершеннолетних, а также производить информационную продукцию для них.

«Понятно, что это будет означать запрет на профессию. Автоматически всем людям, которые говорят что-то не то. Когда вы, исходя из широких, непонятых, размытых критериев, решаете — иноагент человек, или нет, а потом запрещаете ему, например, преподавать, это называется репрессией», — заявляет Чернышов.

Чем шире формулировки, тем больше возможностей привлечь к ответственности тех людей, которых привлекать «целесообразно», говорит эксперт. Тем не менее, он не считает правильным сравнивать реестр иноагентов с понятием врагов народа эпохи сталинских репрессий.

«Весь этот список иноагентов мерзкий от начала и до конца, в том смысле, что не должно государство людей клеймить такими характеристиками. Это с одной стороны. С другой стороны, все-таки в 1937-38 годах людей расстреливали за это и отправляли в Магадан. Конечно, сдавать отчеты каждый год и маркировать свои сообщения — штука неприятная, антиконституционная и вообще ненормальная. Но все-таки есть хорошие новости — за это нас пока не расстреливают. Я думаю, что и не будут».